Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






44. Недельная глава Торы Дварим (Речи).

пастор Владимир

Чтобы помнили.

Моше делает взыскание за прошлое, чтобы войти в будущее.


Дварим (Второзаконие) 1 глава

«1 Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом,
2 в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.
3 Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.»

В данном отрезке речь идет о том, что расстояние в одиннадцать дней еврейский народ прошел за сорок лет. Часто наше расстояние до Бога длится более сорока лет. Израильский народ прошел свое расстояние всего за сорок лет – это тот минимум, который нужен человеку, чтоб осознать, что без Бога не до порога.

«4 По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи,
5 за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей и сказал:
6 Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «полно вам жить на горе сей!
7 обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата;
8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их».»

Это место Торы свидетельствует о том, что Моше начал-таки изъяснять закон, который был дан на горе Хориве. Другими словами, нам пришло время познать закон, данный Моше. Закон, который приводит нас к Йешуа ha’Машиаху.
Вопрос: почему ни христиане, ни ортодоксальные евреи не хотят понять то, что без Закона, данного на горе Хориве, нет Йешуа ha’Машиаха, а без Йешуа ha’Машиаха нет Закона.

«9 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас;
10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные;»

Это постоянный наш вопль к Богу. В этом-то и проблема, что мы пытаемся делать дело Божие в одиночку конкретно. Ведь это дело Божие – значит, мы должны его делать вместе с Богом. Более того, мы делаем самую незначительную часть этой работы, ту, которая нам под силу.

«11 Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас [теперь], и да благословит вас, как Он говорил вам:
12 как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?
13 изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими.
14 Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать.
15 И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.»

Мы видим как предложение Итро Моше приписывает себе. Но это и верно. Так как вся полнота ответственности за это легла на Моше.

«16 И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;
17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
18 И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.»

Давайте применим этот образ к нашей церкви или собранию. Насколько мы доверяем нашим братьям и делимся с ними властью, данной от Бога. Так можно узнать, от Бога ли у тебя власть или ты узурпатор. Мы видим, что Моше не просто скинул с плеч долой ответственность, а дал наставления, из которых самое главное – чтоб судить справедливо, невзирая на лица.

«19 И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни.
20 И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам;
21 вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся.»

Давайте сравним себя с тем, к чему призывал Моше, а именно: иди и возьми во владение, не бойся и не ужасайся. Так ли мы подошли к нашему уделу в Господе?

«22 Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам.»

Казалось бы, здравое рассуждение – надо исследовать землю, в которую Господь ведет нас. И хотя это не соответствует делам веры, но вполне здраво по-человечески.

«23 Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от [каждого] колена.
24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;
25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.
26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,
27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев [и] истребить нас;»

Вы видите, на чем акцентирует Моше внимание. На том, что земля хороша, а не на том, что живут там великаны и города их укрепленные. Другими словами, Моше обвиняет тех, кто не захотел идти завоевывать землю, в том, что они безо всякой причины не захотели идти в землю, которую Господь дал им. И это правильно, ибо нет другой причины, чтоб не захватывать себе землю, кроме того, что она плохая для жизни. Так как все видели чудеса, которые Господь сотворил с войском Египетским. Поэтому должны были уповать на Бога, а не на свои страхи.

«28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, и выше нас, города [там] большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там.»

А вот и попытка оправдания, по словам Моше. То есть, то препятствие, которое воздвигли сами Израильтяне, оно и не может служить оправданием трусости. Нам этот пример тоже очень важен. Мы должны забыть о силе человеческой и их возможностях, а уповать на силу Божию.

«29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;
30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.»

Вот смысл выхода из Египта – показать свою веру в Господа. Опереться на Его возможности, чтоб иметь возможность войти в Святая Святых. Так ли мы действуем или только говорим? Настолько ли мы уповаем на Господа, чтобы не страшиться и не бояться? Помним ли мы то время, когда Господь носил нас на руках?

«32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
33 Который шел перед вами путем – искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.
34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим;
36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.»

А вот и расплата за то, что не благоговели перед словом Всевышнего, не хранили в сердцах своих память о Нем. Пренебрегали тем, что делал Господь для них и, в конце концов, отвергли путь спасения. Как говорится, кто чего желал, тот то и получил – не хотели идти в землю, которую Господь дал, ну что ж, не войдете, хотя Господь клялся дать ее, а некоторые войдут, потому что сохранили верность. А именно – Халев. Смотрите, не уподобляйтесь ропотникам и трусам. Если Бог что-либо обещает – хватайтесь за это и держитесь этих обетований, главное, не сомневайтесь в том, что Свои обещания Бог исполнит, хотя и не спешит.

«37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;
38 Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
39 дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;
40 а вы обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Чермному морю.»

Моше предъявляет претензии к народу, обвиняя их в том, что из-за них он не вошел в землю обетованную. Хотя по другому случаю Господь сказал, что не войдет Моше в землю обетованную, но для Моше именно этот случай стал отправной точкой в его неправильном поступке. Поэтому, как пишет Апостол Павел:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.» (Евреям 13:17)
Но здесь можно отнести и к наставникам, чтоб они не унывали, когда не могут пробить брешь в бетонном мышлении.

«41 И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору.
42 Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши.
43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору.»

Идет напоминание о том, как Господь изменил свое решение, а народ сделал вид, что Бог желает того, чтоб народ пошел брать свою землю. И это показано как покаяние, но на самом деле – это бунт против Господа. И Моше говорит об этом.

«44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.
45 И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.»

Вы видите, чем отличается ложное покаяние от истинного покаяния. Казалось и плакали пред Господом, но Господь не внял им, то есть не услышал их, так как это было не покаяние, а жалость к самим себя.

«46 И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы [там] были.»

А это вынужденная остановка – надо было корректировать народ.
Хочется отметить, что Моше, рассказывая о делах их отцов, обращается к ним, как к участникам тех событий, хотя мы знаем, что те, кто это делал,, остались в пустыне и не дошли до той земли, которую Господь обещал им. Но Моше, не смущаясь, обвиняет их, как будто он видит их отцов перед собой. Этот прием Моше применил только для того, чтоб у них не возникло подобного желания, как у их отцов. Другими словами, Моше пошел на опережение событий, зная, что яблоко не далеко падает от яблони. Заранее предупреждая, что если они поступят подобным образом, то уже не скоро смогут войти в Эрец-Исраэль.

Не воюй с теми, кого Бог поддерживает.

Как прийти от поражения к победе? На кого нельзя поднимать руку. И через что мы проходим по пути спасения.

Дварим (Второзаконие) 2 глава

« 1 И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира.
2 И сказал мне Господь, говоря:
3 полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу;»

Как мы помним, Господь вернул еврейский народ обратно, более того, водил их кругами вокруг горы Сеира, причем долго. Поэтому знайте: когда вам кажется, что вы попали в рутину и находитесь в замкнутом пространстве, когда не можете свободно идти к Богу, знайте, Сам Господь делает это с вами, за ваш ропот и животный страх.

«4 и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь
5 начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву;
6 пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте;
7 ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал [тебе] во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка.
8 И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава.
9 И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым;
10 прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы,
11 и они считались между Рефаимами, как [сыны] Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами;
12 а на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их – так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь;
13 итак встаньте и пройдите долину Заред. И прошли мы долину Заред.»

Надо всегда помнить, что есть такие религиозные образования как: христианство, ислам и иудаизм, не принявший Сына Божия Йешуа ha’Машиаха. У них есть свои духовные уделы, которые дал им Господь. Поэтому проповедовать им Йешуа ha’Машиаха – это только раздражать их. Наша задача – проповедовать народам, а не религиозным общинам. В мире много тех, кто еще ничего не принял, а главное тех, кого Бог предопределил ко спасению. Поэтому, проходя по их каноническим территориям, надо проповедовать мир Божий, а не навязывать им Машиаха. Наша жизнь должна дать им повод прийти к истинному Богу и Единственному посреднику между человеком и Богом. Надо просто делать им добро, а остальное пусть делает Господь в их сердцах. Несите Шалом Божий, а остальное приложиться.

«14 С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, [минуло] тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь;
15 да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их из среды стана, пока не вымерли.»

Теперь смотрите на то, что делает в вашей жизни Господь. Ведь он умерщвляет в нас то, что не соответствует его стандартам. Подумайте, что проще: разобрать кровать и внести ее таким образом в дом или проломить в стене дыру размером с кровать и внести кровать, не разбирая? Это риторический вопрос, но очень значимый для нас. Другими словами, способны ли мы смирить себя перед величием Бога или мы хотим в своем гоноре раздутом войти со своим величием. Повторяю, если мы не пройдем в дверной проем, то мы не войдем в покой Божий.

«16 Когда же перевелись все ходящие на войну и вымерли из среды народа,
17 тогда сказал мне Господь, говоря:
18 ты проходишь ныне мимо пределов Моава, мимо Ара,
19 и приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым;
20 и она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами;
21 народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы, и истребил их Господь пред лицем их, и изгнали они их и поселились на месте их,
22 как Он сделал для сынов Исавовых, живущих на Сеире, истребив пред лицем их Хорреев, и они изгнали их, и поселились на месте их, и [живут] до сего дня;
23 и Аввеев, живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили и поселились на месте их.»

Моше напомнил слова Господа, когда Он предупреждает о сынах Аммоновых, чтоб не воевали с ними. При этом Господь показывает Свое благоволение не только к сынам Израиля, но и к сынам Лота и Исава. Ведь это именно Бог прогнал Рефаимов и прочие народы пред ними, чтоб сыны Лота и Исава могли захватить ту землю. Поэтому нельзя говорить, что нам помог Бог, а им дьявол. Знайте, что дьявол всегда прогоняем, а прогоняет только Бог.

«24 Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну;
25 с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя.»

Давайте сравним два отрывка. В двадцать четвертом стихе Господь призывает начать войну с Сигоном, а что мы читаем в двадцать шестом стихе?

«26 И послал я послов из пустыни Кедемоф к Сигону, царю Есевонскому, с словами мирными, чтобы сказать:
27 позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево;
28 пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду-
29 так, как сделали мне сыны Исава, живущие на Сеире, и Моавитяне, живущие в Аре, доколе не перейду чрез Иордан в землю, которую Господь, Бог наш, дает нам.»

Моше посылает послов к тому, против кого Господь призвал воевать. Правильно ли это? Нет. Почему?

«30 Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою [землю], потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как [это видно] ныне.»

Потому что в тех случаях, когда Господь говорит воюй, надо просто воевать.

«31 И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его; начинай овладевать землею его.»

Господь начинает предавать тех, против кого Он тебя настраивает. Поэтому наблюдай в себе, какой порок ты должен прогнать, чтоб овладеть его территорией.

«32 И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце;
33 и предал его Господь, Бог наш, [в руки наши], и мы поразили его и сынов его и весь народ его,
34 и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых;
35 только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах.
36 От Ароера, который на берегу потока Арнона, и от города, который на долине, до Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: все предал Господь, Бог наш, [в руки наши].
37 Только к земле Аммонитян ты не подходил, ни к [местам лежащим] близ потока Иавока, ни к городам на горе, ни ко всему, к чему не повелел [нам] Господь, Бог наш.»

Моше напоминает все события, которые произошли совсем недавно. Для чего? Он хочет поднять дух сынов Израиля, чтоб они шли завоёвывать землю Ханаан. Это самый простой способ настроить солдат на войну.

Не собой, а силой Бога.

Бог обещает и исполняет всякое Свое слово, иначе это уже не Бог, причем исполняет Свое слово в совершенной гармонии с нашими возможностями и способностями. Именно в этом лежит наша победа над врагом душ человеческих.

Дварим (Второзаконие) 3 глава

«1 И обратились мы оттуда, и шли к Васану, и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи.
2 И сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне.»

Очень важный момент, Моше напоминает, что говорил Господь, а затем объясняет что произошло.

«3 И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых;
4 и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского;
5 все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих;
6 и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми;
7 но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу.»

А произошло то, что Господь предал в руки сынов Израиля царя Васанского Ога. И напомнил о том, что предал их Бог так, что никого не осталось у них в живых.

«8 И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, —
9 Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром, —
10 все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского;
11 ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских.
12 Землю сию взяли мы в то время начиная от Ароера, который у потока Арнона; и половину горы Галаада с городами ее отдал я [колену] Рувимову и Гадову;
13 а остаток Галаада и весь Васан, царство Ога, отдал я половине колена Манассиина, всю область Аргов со всем Васаном.»

Продолжается перечень побед Израиля над Аморреями.

«14 Иаир, сын Манассиин, взял всю область Аргов, до пределов Гесурских и Маахских, и назвал Васан, по имени своему, селениями Иаировыми, что и доныне;
15 Махиру дал я Галаад;»

Далее идет накачка о том, как сыны Манассии расширяли пределы земли для сынов Израиля.

«16 а [колену] Рувимову и Гадову дал от Галаада до потока Арнона, [землю] между потоком и пределом, до потока Иавока, предела сынов Аммоновых,
17 также равнину и Иордан, [который есть] и предел, от Киннерефа до моря равнины, моря Соленого, при подошве [горы] Фасги к востоку.»

Моше напоминает, что Бог уже сейчас дает уделы земли для Израильтян.

«18 И дал я вам в то время повеление, говоря: Господь, Бог ваш, дал вам землю сию во владение; все способные к войне, вооружившись, идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых;
19 только жены ваши и дети ваши и скот ваш пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам,
20 доколе Господь не даст покоя братьям вашим, как вам, и доколе и они не получат во владение землю, которую Господь, Бог ваш, дает им за Иорданом; тогда возвратитесь каждый в свое владение, которое я дал вам.»

Моше резонно напоминает о том, что еще предстоит сделать в деле завоевания земли для остальных колен сынов Израиля.

«21 И Иисусу заповедал я в то время, говоря: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя царями сими; то же сделает Господь со всеми царствами, которые ты будешь проходить;
22 не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас.»

И теперь непосредственно идет речь о том, как надо воспринимать свои возможности, которые дает Господь. Ведь именно Он сражается за евреев.
Эта недельная глава настраивает нас на то, чтобы мы без страха и упрека шли в землю обетованную. Это обычная вдохновляющая речь перед боем. Вы помните: в военных фильмах отцы командиры толкают всегда перед боем пламенную вдохновенную речь. Да так и было на самом деле, во всяком случае, в русской армии. Принцип этот взят от Моше, который призывает воинов не бояться воевать, а положить свое основание победы в Господе.
Мы видим в сегодняшней недельной главе, как Моше выстраивает линию победоносного вторжения в Эрец-Ханаан. Но сначала надо забыть о поражении, а для этого надо вспомнить, почему произошло поражение, а потом вдохновить напоминанием о победоносной войне. Вот принцип вдохновляющей проповеди Моше.
Для нас тоже есть великий урок в данной недельной главе. Надо понять, почему мы были поражены, отказаться от неверных мотивов наших действий, а принять для себя победу в Йешуа ha’Машиахе. Стойка казни, или крест, – это и есть то самое оружие, и то самое вдохновляющее средство для нашей трепещущей души. Но полная победа совершается в нашем доверии Богу во всем, доверии полном и совершенном.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha