Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Приднестровье
с. Владимировка






Ч. Г. Сперджен — Проповедь для тяжелых времен

Ч. Г. Сперджен

«От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую».
Пс.60:3


Молитва Давида мудро и точно описывает состояние его души. Он находится в крайне стесненных обстоятельствах и просит Господа, чтобы Он помог ему возвыситься над ними. Вера Давида велика, и потому он уверен, что для него уготовано надежное прибежище. Давид сознает свою полную беспомощность, потому он и не пытается сам взобраться на эту скалу спасения, а взывает о Божией помощи, которая может возвести его на вершину. Его молитва очень подходит для людей, подобных нам, живущим среди бушующего моря скорбей.
Наше сердце может быть покорено различными силами. Например, это могут быть угрызения совести и чувство вины. Беззаботность и равнодушие рассеиваются как дым, когда Дух Святой обличает нашу совесть о грехе, открывает нам глаза на Божию святость и приводит нас к познанию того, что мы находимся в опасности навечно пребывать под гневом Господним. Тогда сердце и плоть ослабевают, надежда исчезает, человек падает духом и изнемогает. В такие времена надлежит молиться, как Давид: «Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую». Что за убежище ты обретешь в этом ущелье скал вечности! Скала жертвы примирения возвышается над всеми твоими грехами, на ней даже самый виновный человек спасется от пенящихся волн возмездия. Не одна разбитая душа обрела покой и избавилась от смертной тоски, будучи божественной рукой приведена к Искупителю и Заместителю грешников.
Хотя верующие в Иисуса полностью сокрыты от гнева Господня, они тем не менее могут подвергнуться скорбям. Этого не должно было бы происходить, потому что будь их вера такой, какой ей следует быть, никакой страх не одолел бы их. Однако по немощи плоти и из-за живущего в них греха неверие потоком вторгается в их сердце и затопляет его страхом. Иногда и огромные океанские волны жизненных испытаний обрушиваются на нашу утлую ладью, так что мы качаемся влево и вправо, подобно пьяному. Через пробоины течет вода, наша ладья перестает слушаться руля. Она становится игрушкой ветра и волн, и они влекут ее неведомо куда, крушение кажется неизбежным. Как хорошо, когда в такой опасности христианин взывает: «Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую!» Если в земных бурях нам следует всячески избегать сближения со скалами, то в духовных штормах мы имеем высокую скалу, к которой мы стремимся, как к пристани и убежищу от волн. Воистину, эта скала выше, чем мы можем себе представить, и именно ее высота и непоколебимость — наше утешение. Бесконечно превознесенный и прославленный Бог никогда не поколеблется и не ослабеет. Его намерения намного выше всего доступного нашим взорам, и они величественно возвышаются над всеми действиями лукавого. Потому, уповая на Бога, мы возносимся на недосягаемую высоту и посмеиваемся бушующим внизу волнам.
Дорогие браться, отягчающие мое сердце мысли приходят не от совершенных мною грехов, ибо я знаю, что они прощены, и не от мирских печалей, ибо я знаю, что по Божиему обетованию мне все содействует ко благу. Однако я глубоко удручен нынешним состоянием Церкви Божией. Мужи, призванные Богом пасти Его избранное стадо, чувствуют себя побежденными злом, видя мрачные и угрожающие признаки последнего времени. Моисей при странствовании по пустыне носил в своем сердце заботу о всем народе Израильском, и временами эта забота была для него почти непосильной ношей. Так и каждый истинный проповедник носит нужды Церкви в своем сердце и часто чувствует себя крайне отягощенным. Сегодня я с душевной болью могу воскликнуть вместе с Иеремией: «Скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать!» (Иер.4:19).
Для меня невыносимо видеть, как Церковь становится все более мирской. Многие люди, называющие себя христианами (один Господь знает, истинна ли их вера или нет), дают нам повод для больших опасений. Мы видим, что они мирятся с такими делами, которые ни за что не потерпели бы их отцы. Кровь стынет в моих жилах, когда я вижу, насколько углубляются во тьму многие люди, исповедующие христианство. В нашей церкви есть семьи, в которых вообще не проводятся собрания в семейном кругу, но где изысканная еда и питье и прочие дорогие удовольствия являются обыденным и повседневным делом. Я склоняюсь к мысли о том, что среди исповедующих христианство людей находится значительное число тех, кто посещает театры, участвует в карточных играх, читает вздорную бульварную литературу и при этом без зазрения совести принимает Вечерю Господню. Если они и отличаются от мира, то весьма трудно определить, в чем именно. Ни одеждой, ни речью, ни ведением своей деловой, рабочей жизни, ни в своих привычках дома и в обществе они не отличаются от необращенных.
Разве это не великое зло под солнцем? Если Церковь опускается до уровня мира, от ее силы ничего не остается. Однако мы не можем с корнем вырвать эти ядовитые сорняки, так как опасаемся повредить при этом пшеницу. Если бы фальшивые исповедатели христианства вели себя более открыто, мы могли бы узнать их, но их грехи большей частью скрыты, и потому нам приходится оставлять их расти вместе с пшеницей. И все же не раз и не два озабоченный земледелец, обходя свои обширные владения, восклицает: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Ответ гласит: «Враг человек сделал это», и мы также потерпим большой урон, потому что, боюсь, предоставили нашей дремотой врагу хорошую возможность.
Я вновь поднимаю взгляд и вижу, как некоторые исповедатели христианства отпадают от веры. Многие люди, бывшие в своих деревнях членами церквей, отпадают от веры, приезжая в город. Они перенимают худшие привычки своих ближних и так относятся к богослужениям в день Господень, как будто им предоставлена воля творить все, что угодно. Если же они и приходят на богослужение, то снуют туда-сюда и начисто забывают все правила христианского собрания. Третьи довольствуются тем, что слушают известных проповедников, но не ради Евангелия, а лишь потому, что эти люди пользуются уважением в обществе. Раньше проповедников почитали за их проповедь здравого учения, помазание Божие и духовный опыт, теперь же людям нужны проповедники известные и красноречивые.
Многие из числа тех, кто называет себя христианами, приходят в церковь ради красивого пения и хорошей музыки. Однако если их душа ищет этого удовлетворения, почему бы им не посетить для этого гастрольный концерт какой-нибудь музыкальной группы? Дом Божий никогда не предназначался для того, чтобы быть превращенным в концертный зал, где музыкальные группы состязаются друг с другом, услаждая слух зрителей. Немало людей выбирают себе поместную церковь по оригинальности и пышности ее здания или потому, что ее богослужения посещает ряд людей из числа сильных мира сего. О, если бы они, стремясь к обществу знаменитостей и власти имущих, вместо церкви лучше направились туда, где собирается и формирует свои ряды элита общества! Но при поклонении Богу богатые и бедные собираются вместе, Господь соделал всех их одинаковыми. Плохо дело, если в наше время презираются нищие праведники. Предприниматели, сколотив даже небольшой капитал, настолько вырастают в своих глазах, что начинают чувствовать себя слишком великими для церкви, когда-то бывшей им родным домом, и обязательно ищут возможности присоединиться к одной из более знаменитых церквей. Эти события также приносят мне много скорбей, не потому, что в отдельных случаях подобное происходит и с членами моей церкви, а из-за того, что это движение становится все более заметным.
Также болезненно сжимается мое сердце и при виде того, как я вижу растущее распространение суеверий. Вы можете пройти по любой улице, и на ней вы обязательно увидите здание так называемой «епископальной» церкви, где «священники» — так они себя называют — склоняют к исповедям легкомысленных женщин и завлекают людей своими мессами и процессиями. Суетные лжецы! Священнослужители известной протестантской церкви всеми силами стараются отнять силу у протестантизма. В мире достаточно глупцов, готовых поверить этим священникам и склониться перед их распятиями и прочими идольскими поделками, и эта мерзость распространяется, как дрожжи в тесте. Одному Господу известно, куда катится наша страна, и тот, кто любит свою страну, чувствует, как она уступает натиску этих дел тьмы.
Но я считаю эти зловещие явления еще не самым худшим признаком последнего времени. Вокруг нас растет зараза «новых идей», которые по сути своей нечто иное, как неверие, боящееся открыто назваться своим именем. С кафедр христианских церквей проповедуют пасторы, подвергающие сомнению божественный авторитет тех или иных книг Священного Писания и полностью отрицающие буквальную, словесную богодухновенность Библии. Нет ни одной евангельской истины, которая бы не отвергалась теми или другими «мыслителями», которые дошли до того, что сомневаются в существовании Бога как личности. Но церкви терпят этих людей и позволяют им занимать кафедры, на которых когда-то стояли блаженные проповедники Христовы. Отвергнув веру и приложив все старания к тому, чтобы подрубить своим мечом важнейшие опоры евангельского учения, они все еще претендуют быть проповедниками Евангелия, при этом они очень желают избавиться от любого исповедания веры и духовных норм, так как те непрестанно свидетельствуют о их двуличии. Я бы нимало не заботился о том, что выйдет из всей этой грязи, если бы она не касалась наших церквей. Я вижу, как дрожжи неверия распространяются во все стороны, и многие уже имеют на себе пятна этой заразы. Она как рак въедается в душу наших церквей. Да избавит нас Бог от нее!
Что будет дальше, сказать сложно, потому что никто не хочет обвинять своих ближних, и все же мне кажется, что в воздухе витает что-то вроде духовной чумы, проникающей даже в самые охраняемые помещения. Мы слышим то об одном, то о другом из наших знакомых и ближних, что они проповедуют подозрительные идеи, и те, кого мы считали столпами наших церквей, вдруг оказываются шаткими камнями. Куда это все идет? Посреди этого всеобщего разлада наше сердце грозит предаться отчаянию. Разве на то нет причин? В опасности находится не наш родной дом, не наше имение, не наше физическое здоровье — если бы это было так, мы бы покорно склонились под ношей и понесли ее. Нет, неописуемо страдает домостроительство Божие, Царство Христово, Церковь Божия на земле, и потому все возлюбившие нашего Господа Иисуса Христа и Его истину должны содрогаться при мысли о том, что святой ковчег Божий находится в опасности, и это должно зажечь наши сердца святой ревностью. Как дорога нам в такой ситуации молитва Давида: «Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую!» Убедимся же в том, как насущна эта просьба в нашем положении!
Во-первых, вспомним о том, что Господь живет вечно. Славная мысль! «Престол Твой утвержден искони; Ты — от века!» Он осуществляет Свои планы и претворяет в жизнь Свои намерения. Для нас было бы детской глупостью бояться, что луне повредит собачий вой, раздающийся каждой звездной ночью. Было бы глупостью бояться, что ветры поколеблют вершины покрытых шапками вечного снега гор, и так же глупо бояться, что что-либо сможет поколебать истину Божию. Твердые основания не поколеблются, а все, что не может устоять, падет. Жив Господь, и все, что от Него, пребывает вечно. Будем же полагать наше упование на эту скалу!
Далее мы вспомним о том, что Божия истина всегда пребывает неизменной. Она не меняется от того, сражается ли за нее пятьдесят тысяч воинов Христовых, пятьдесят воинов или лишь один. Божия истина утверждается не при вскрытии урны для сбора выборных бюллетеней и не через подсчет числа голосов, она пребывает вовеки. Все славословия людей и ангелов не могут сделать эту истину еще чище, и бессильная ярость дьявола и вой скептиков не могут обратить ее в ложь. Честь и слава Богу за это! Христос вчера, сегодня и вовеки тот же. Вечные истины возвышаются над их хулителями, потому что те — как прах, возметаемый ветром. «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Убежищем нам может послужить и другая скала, а именно — возвышенное учение о том, что Господь спасет Своих избранных. Эта часто отвергаемая истина о божественном избрании служит нам твердой опорой в тяжелые времена. Мы сетуем и взываем, потому что в наше время столь многие поклоняются идолам, но Господь отвечает: «Я (в прежние времена) соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Ныне исполнились слова апостола: «Избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». Я преклоняюсь перед возвышенной независимостью Божией, и людской вой больше не проникает в мои уши. Совет Господа состоится, и Он делает все, что угодно Его воле. Ни одна капля искупительной крови не должна пролиться напрасно, ни одна строка вечного завета не перечеркнется, ни одно постановление Присносущего не опротестуется и не отменится. Это приводит в ярость Его противников, но в то время как язычники мятутся и народы замышляют пустое, мы находим утешение в этой божественной истине.
Скала, для меня недосягаемая, может служить мне не только убежищем — она одновременно возвышает меня над миром. Если ты взбираешься на высоту, то, будучи даже карликом, ты можешь видеть дальше, чем стоящий внизу человек большого роста. Что же мы видим, стоя на высокой скале Слова Божия? Очистите глаза ваши от пыли и сомнений и смотрите. В одно мгновение забудьте настоящее и взгляните вдаль через телескоп веры. Что мы видим там? Мы видим, как мир заблуждений и лжи распадается, суеверия становятся добычей кротов и летучих мышей. Облака рассеиваются, ночная тьма уходит, звери прячутся в свои норы, потому что восходит солнце праведности, и сияние святости — под его крыльями. Наступает день торжества Истины.
Если это произойдет не до пришествия нашего Господа, то после него — к смятению Его противников и блаженной радости всех святых, «ожидающих нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Если эта старая земля еще отвергает Истину и старое небо вынуждено взирать на господство лжи, то они в предопределенное Богом время будут преданы огню, и на этой видимой нами земле, после ее полного обновления и очищения, будет поставлен славный и страшный престол, столь великий, сколь поруган и унижен был крест Христов. Кровь Иисуса Христа пролилась на эту землю и стала залогом ее освобождения от проклятия, и в предопределенное время Сам Господь, освободив от ига все творение, будет жить на ней и царствовать во славе.
Мы можем ждать, ибо вечность предназначена для нас. Мы можем стерпеть боль временного отступления воинов Христовых. Мы можем видеть, как буйные ветры рвут наше знамя. Мы даже можем спокойно выслушивать торжествующие крики филистимлян, потому что, если Господь придет, им всем придется убедиться в силе и власти Его имени. Если они не покорятся Ему и не будут лобызать Его серебряный скипетр любви, то им придется склониться, так как Его железный жезл разобьет их как глиняные сосуды. Для нас все зависит от уверенности в том, что мы стоим на стороне Божией. Если человек знает, что его сердце и душа преданы делу Божиему и Его истине, то он сокрыт в неприступной крепости, и вечные истины Слова Божьего послужат ему надежным оружием.
Что же нам теперь надлежит делать? Нам следует прилагать все старания. Будьте бдительны: если многие и считают эту святую ревность проявлением себялюбия, последнее слово все же остается за Господом. Он же сказал Своим служителям, что им надлежит радоваться не столько обретенной власти над бесами, сколько тому, что их имена написаны на небесах. Бодрствуйте над своими сердцами и не оставляйте вашего упования на Господа.
Далее, будьте во всем зависимыми от Бога и старайтесь делать то малое, что в ваших силах. Делайте это хорошо и основательно. Мы не призваны что-то исправить в этом мире, нашей задачей не является удержать бушующее море человеческих грехов. Не будем пытаться привести в движение божественный скипетр, этого нам не позволено. Конечно, мы очень хотим наставить людей на правильный путь и заставить всех проповедников строго держаться Библии. Однако, братья мои, эта задача лежит за пределами наших возможностей. Помышляй о том, чтобы тебе достойно прожить свою собственную жизнь, будь готов дать полное, благочестивое и смиренное свидетельство о каждой познанной тобою истине и не желай для себя большего, ибо тебе не поручено отвечать за то, что тебе неподвластно.
Мы все не более чем муравьи на маленьком холмике. Если бы ничтожный муравей занялся серьезными размышлениями о делах государства, позабыв при этом свою работу в строительстве муравейника, он был бы глупым и никчемным существом. Если же он предоставит решение великих вопросов другим и займется своим муравьиным делом, он внесет свой вклад в общее дело и будет соответствовать планам своего Творца. Мать, научающая своих детей и делающее все, что в ее силах, чтобы воспитать их в страхе Божием, проповедник, говорящий перед несколькими слушателями, учитель с дюжиной детей, кроткая женщина-христианка, своей жизнью свидетельствующая о Христе домашним, молодой человек, рассказывающий другу об Иисусе, — во всех этих служениях нет ничего своекорыстного, но все они в своем деле служат Господу. Предоставь бразды правления вселенной ее Творцу и делай то, что Он тебе поручил, делай это в Его страхе и при помощи Его духа, и тогда ты достигнешь большего, чем ты сам мог ожидать.
Мы подобны тем маленьким животным-кораллам, каждое из которых добавляет маленькую частичку к растущему в морской глубине коралловому острову. Мы не можем вступить в сражение с могучими военными кораблями, бороздящими морские просторы, и все же, кто знает? Мы ведь можем строить и строить, и из нас возникнет грозный коралловый риф, грозящий крушением кораблю даже самого гордого капитана. Простым, непрерывным и добросовестным стремлением к святости и праведности мы можем, никому не бросая вызова или упрека, привести к крушению напыщенную фальшивую лесть и разрушить происки сил неверия. Истинная и святая Церковь — мощное орудие для разрушения твердынь суеверий и неверия. Божия жизнь в человеках, терпение в страданиях, усердие в благих делах, верность истине, молитва в Духе Святом, ревность в прославлении Господа и непоколебимая вера в Невидимого — вот орудия нашего воинствования, и при помощи Духа Святого мы непременно одержим победу еще до заката дня. А до того времени, о Господь, если наше сердце вдруг поколеблется. Ты Сам веди нас на скалу, для нас недосягаемую! Аминь.

Как воскрешать мертвых?

Дорогие дети Божьи! Хочу обратить ваше внимание на поучительное чудо, сотворенное пророком Елисеем, которое записано в книге Царств. Гостеприимство Сонамитской женщины было вознаграждено рождением сына, но радость эта, как и все земные блага, оказалась недолговечной. Ребенок через некоторое время заболел и умер.
Исполненная горем, верующая мать тотчас поспешила к человеку Божьему. Через него Бог пообещал выполнить желание ее сердца, и она пошла со своим горем к нему.
Действия Елисея описаны в следующих стихах: «И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои, и возьми жезл мой в руку твою, и пойди. Если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему. И положи посох мой на лицо ребенка.
И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их, и положил жезл на лицо ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел на встречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.
И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия, и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли. И взяла сына своего, и пошла» (4Цар.4:29-37).
Положение пророка в этом случае было подобно вашему положению, дорогие друзья. Елисею пришлось иметь дело с мертвым ребенком. Смерть эта была явной, физической; но та смерть, с которой приходится бороться вам, не менее реальна, хотя и невидима. Она касается духовной жизни ребенка.
Дети не менее взрослых «мертвы по грехам и преступлениям». Это настоящее положение всякого человека перед Богом. Невозможно оказать детям истинную помощь, не сознавая пагубного состояния их духовной смерти. Умоляю вас обращаться с ними не как с людьми спящими, которых можно легко разбудить, но как с мертвецами, которых может оживить только сила свыше.
Елисей не украшал мертвое тело, не бальзамировал его ароматами и миррой, чтобы оставить тем же трупом, только в пышном убранстве. Нет, жизни желал он ребенку и ничего другого. Так и вы не удовлетворяйтесь никакими второстепенными успехами но стремитесь только к одной всеобъемлющей цели — к спасению бессмертной души.
Ваше дело заключается не только в том, чтобы научить детей читать Библию и сделать их высоконравственными людьми. Ваше высокое призвание — быть инструментом в руках Божьих, посредством которого небо может даровать жизнь мертвым душам. Все, чему вы учите детей, будет ни к чему, если они останутся «мертвыми во грехах». Даже если они станут полезными, нравственными членами общества и аккуратными посетителями церкви, ваша высшая цель не достигнута, если Господь не оживил их со Христом.
Итак, цель наша — воскрешение. Нам поручено оживлять мертвых! Как мы можем выполнить это необычное задание? Если мы дадим место неверию, то споткнемся на том очевидном факте, что работа, к которой призвал нас Господь, вне наших возможностей. Мы не в состоянии воскрешать мертвых. Однако, в сущности, мы не более бессильны, чем Елисей, так как и он сам по себе не мог воскресить сына сонамитянки.
Мы не в состоянии одарить наших детей духовной жизнью, но не будем падать духом. Напротив, убежденные в полной своей неспособности, всецело обратимся к истинному источнику силы. Человек, живущий верой, пребывает в области чудес. Вера творит чудеса, она смотрит на обещанное и, невзирая ни на что другое, громко возвещает победу, не считаясь с невозможным.
Теперь, когда Дух Божий сошел на Елисея, призывая его к делу Господнему, он уже не простой человек. Также и вы, бодрствующие и томящиеся в молитве о детях/вы уже не простые ничтожные существа, вы сделались храмом Божьим, Господь пребывает в вас, и верой вы вступили на поприще творителей чудес. Мы посланы в мир быть участниками тех дел, которые совершает Господь Бог Духом Своим через верующих в Него.
Нам надлежит творить чудеса, и потому не будем считать невозможным и невероятным восстановление наших мертвых детей. К этому мы призваны, но будем помнить о Том, Кто действует в нашей немощи. Разве Бог не может воскрешать мертвых?
Прошу вас, смотрите здраво на окружающее! Перед вами духовно мертвые дети, и сердце ваше жаждет их оживления. Вполне сознавая, что один Бог может оживить их, смиренно молитесь, чтобы Он употребил вас в чудном деле Своем и указал, как поступать.
Если бы Елисей вспомнил, как он некогда служил Илии, и вник в приемы своего учителя, то не послал бы Гиезия со своим посохом, а сразу же приступил бы. к тому, что сделал только впоследствии. В 17 главе 3 книги Царств мы видим, как Илия воскрешал мертвого ребенка. Здесь учитель оставил пример своему слуге, и чудодейственная сила проявилась только тогда, когда Елисей в точности последовал ему. Так и мы должны учиться у ног нашего. Учителя и в деле спасения душ действовать, как Он.
Исполненный глубокого сострадания, Христос н4хо-дился в окружении растленного человечества, сопереживая с нами в нашем плачевном состоянии. Так и мы должны приблизиться к душам детей, томиться с ними Его томлением, плакать над ними Его слезами, иначе не видеть нам их избавления от погибели. Научиться этой мудрости приобретения душ мы можем только следуя примеру и духу Господа Иисуса.
Елисей, однако, забыв о примере своего наставника, избрал себе новый способ, как более подобающий его пророческому сану. Передав жезл Гиезию, он велел ему возложить его на ребенка. Елисею, вероятно, казалось, что сила Божья до того изобилует в нем, что всякий способ окажется действенным, а потому в его личном участии нет необходимости. Но не так решил Господь.
Боюсь, что истины, которые мы возвещаем детям, часто напоминают собой жезл Елисея, то есть остаются чем-то чужим, внешним, как посох, который держат в руке, но который все-таки не составляет части тела. Мы берем такое-то поучение, такую-то истину, как Гиезий взял посох, и кладем ее на лицо ребенка, сами же остаемся равнодушными и не испытываем мук рождения.
Как бы мы ни старались понятнее объяснить истину, облекая ее в самую привлекательную форму и используя наглядные пособия, если наши слова не являются отголоском того, что происходит у нас в сердце, и не истекают из глубины нашей души, они никогда не подействуют на душу, так же как и посох Гиезия на мертвого ребенка. Горько признаться, но и я часто возвещал Слово Господа моего как самое верное из всех пророческих слов, и все же без успеха! Ах, не потому ли, что благовествовал без того пламенного усердия и задушевности, которые для этого необходимы?!
И вы, друзья мои, не сознаетесь ли в том же? Не случалось ли и вам возвещать Евангелие, говорить правильно, толковать о том, что несомненно верно, и даже передавать другим то, что для вашей души было неизреченным сокровищем,- и что же? — Безуспешно, безответно!
Не потому ли, что все сказанное не было прочувствовано и вы равнодушно относились к тем, кому свидетельствовали о Боге? Не то ли было с вами, что и с Гиезием, когда он безучастно клал посох на лицо умершего? В таком случае неудивительно, что и вам приходится повторять те же слова: «Не пробуждается ребенок». Настоящая пробуждающая сила не могла проявиться в безжизненном, сухом наставлении. В сущности, мы даже не знаем, был ли Гиезий уверен, что мальчик умер. Из его слов можно предполагать, что ребенок только спит.
Бог не может благословить тех, кто всем сердцем не осознает гибельного состояния своих детей. Поэтому, если вы увлекаетесь только призрачными теориями о человеческом достоинстве, о невинности детского возраста и тому подобными мечтами и не верите, что дети грешны, не удивляйтесь, если не увидите никакого плода от своего труда.
Может ли Господь через вас совершить дело воскрешения, если вы не видите нужды в том? Если бы и случилось так, что умерший ожил, Гиезия это не удивило бы: «Что ж, только и всего, что очнулся от глубокого сна!». Если бы Господь пробуждал души через слова людей, не убежденных в гибели и полном развращении человеческого рода, они непременно подумали бы: «Вот какое нравственное влияние оказывает Евангелие! Оно чрезвычайно полезно и благотворно» и не воздали бы славу и поклонение Тому, Кто, сидя на престоле, творит «все новое» Своей возрождающей силой.
Посмотрите, как поступает Елисей после первой неудачной попытки воскресить мальчика. Он не упал духом, когда узнал, что ребенок не пришел в себя, но препоясался и энергично принялся за работу. Когда у вас случается неудача, не следует из-за этого бросать дело. Если ваши дети до сих пор мертвы и все ваши усилия безуспешны, не делайте из этого заключения, что все напрасно. Елисей ведь не пришел в отчаяние и не подумал, что оживление ребенка невозможно. Неудача — не значит бросай дело, но — делай иначе. Не получилось в этот раз, — пробуй еще и еще.
Нередко приходится менять приемы. Если первый оказался неподходящим, нужно пробовать другой, тщательно исследовав причину ошибки. Таким образом, воспитывая наш дух. Господь может приготовить нас к такой широкой деятельности, о какой мы никогда и не мечтали.
Обратите внимание, куда положили ребенка. В Библии сказано, что умерший лежал на постели пророка. Это была та самая постель, которую гостеприимная сонамитянка приготовила для Елисея. Добрая женщина не думала, какой знаменитой станет эта постель, когда из любви к Божьему пророку готовила ему место для отдыха.
Ребенок лежал на постели Елисея. Это говорит нам о том, что нельзя оставлять дитя вдали от себя, где-нибудь вне дома. Если мы хотим видеть его живым, нужно принять его в самое теплое, близкое к сердцу место.
«И вошел Елисей… и запер дверь за собою, и помолился Господу». Теперь он принимается за дело всей душой; и мы можем поучиться у него, как приступать к великому делу воскрешения мертвого ребенка. Взглянув на повествование об Илии, мы увидим, что Елисей вполне последовал примеру своего учителя. «И сказал он (Илия) ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал к Господу, и сказал: Господи, Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3Цар.17:19-22).
Одна древняя мудрость гласит: «Истинная проповедь составляется на небесах». Это значит, что истинный проповедник должен много беседовать с Богом. Если мы не просим благословения у Господа, не обдумываем воспитание своих детей на коленях перед Ним, то дело наше не может быть успешно. Вся сила должна приходить свыше.
Может ли Господь посетить и обрадовать вас обращением вверенных вам детей, если вы не ходатайствуете за них перед престолом благодати? По-моему, это превосходный способ — приглашать детей поодиночке к себе в комнату и молиться с ними наедине. Тогда можно ожидать их обращения, когда за каждого отдельно молишься, за каждым следишь, за каждого страдаешь, томишься, переживаешь.
Часто молитва без посторонних воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем общая молитва в собрании или в семье. Такие молитвы нередко сами по себе служат ответом, то есть Господь может в то время, как вы изливаете перед Ним свою душу, через вашу молитву так подействовать на сердце ребенка, как никогда не действовали никакие увещания.
Молитесь отдельно с детьми вашими и получите добрые плоды. Если же это невозможно, то, во всяком случае, с вашей стороны должно быть много молитвы — молитвы непрестанной, постоянной, захватывающей. Люди, пламенеющие духом, все преодолевали молитвой. Они не отходили от престола благодати, пока не получали просимую милость. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).
Помолившись, Елисей прибегнул к действиям. Молитва и действия должны всегда идти рука об руку. Действовать без молитвы — значит упорствовать, а молиться без действий — значит лицемерить.
Вот перед нами лежит ребенок, а возле него стоит почтенный человек Божий. Посмотрите, как он странно поступает: наклоняется над умершим, прикладывает свои уста к его устам. Теплые, живые губы пророка прикоснулись к холодным, мертвым губам, и живительная струя свежего, горячего дыхания проникла в остывшие, окаменелые гортань и легкие. Затем святой старец, полный усердия и любви, приложил свои теплые руки к холодным рукам умершего ребенка и свои глаза к его глазам. Мало этого, он всем телом простерся над ним, как бы желая передать ему свою жизнь.
Если мы искренне желаем духовно оживить ребенка, то должны, прежде всего, ясно сознавать его положение. Ребенок мертв, да, совершенно мертв. Господу угодно, чтобы мы это знали и видели его таким же мертвым по грехам и преступлениям, какими и мы сами некогда были. Бог хочет, чтобы мы соприкоснулись с этой смертью, хотя это бывает мучительно и удручающе.
Посмотрим, как действовал наш Учитель, желая воскресить нас из мертвых. Ему пришлось Самому умереть: другого способа не было. Так и вы, если хотите воскресить своего мертвого ребенка, то непременно должны проникнуться леденящим ужасом смерти.
Невозможно вытащить головню из огня, не почувствовав при этом жара пламени. Без надлежащего сознания всех ужасов грядущего суда Божьего и гнева Его, у вас не хватит рвения для работы над душами и вы не сможете достигнуть успеха.
Когда мертвенность ваших детей возбудит в вас чувство угнетения, страха и отчаяния, тогда знайте, что Господь хочет вас благословить. Осмыслив таким образом состояние ребенка, следует затем насколько возможно вжиться в его природу, привычки и характер. Вы должны говорить детским языком так, чтобы ребенку было понятно, смотреть на вещи его глазами, сердцем разделять его чувства, быть ребенку другом. Словом, надо изучить мир ребенка с его искушениями и соблазнами, чтобы насколько возможно входить в положение своего дитяти, разделять с ним его радости и горести.
Если все это кажется вам скучным и тягостным, для чего вы тогда создали семью? Нельзя относиться к воспитанию детей с пренебрежением! Что бы ни потребовалось для этого, все надо делать охотно, без принуждения. Господь не воскресит через вас мертвого ребенка, если вы ради спасения его души не готовы на все.
О пророке сказано, что он простерся над ребенком. Мы бы сказали: сжался над ним. Ведь он был взрослый, а тот — еще мальчик, потому не вернее ли будет слово «сжался»? Нет, именно «простерся». Нет ничего труднее для взрослого человека, как «простереться» по детской мерке. Заинтересовать детей — далеко не легкая задача. Для того, чтобы учить маленьких детей, необходимо использовать все наше остроумие, наши самые глубокие познания, самые искренние мысли и все силы.
Детей пустыми разговорами не займешь. От нас требуется напряжение всех сил, тщательная подготовка и обдуманный труд, чтобы правильно воспитать малых сих. Невозможно оживить ребенка, если не «простереться» над ним, как бы это ни казалось странным. И самому умному человеку придется приложить к этому все свои способности.
В то время как Елисей содрогался от холода, веющего от трупа, его собственная теплота проникала в окоченевшее тело. Само по себе, конечно, это не могло воскресить ребенка, но Господь употребил жизненную теплоту пророка для согревания мертвого тела и посредством этого оживил умершего.
Хорошо всем поразмыслить над словами Апостола Павла: «Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1Фес.2:7-8). Тот, кто искренне жаждет спасения своих детей, поймет эти слова. Господь через Духа Своего благословляет наши сердечные переживания и часто пользуется ими для совершения того, что сама истина, хладнокровно переданная, не совершила бы. В этом заключается секрет успешного благовестия. Вы должны так отдать душу свою детям, чтобы гибель их казалась вам собственной гибелью. Если гнев Божий пребывает на них, то он тяготеет и над вами. Поэтому исповедуйте перед Господом их грехи как свои собственные, молитесь и непрестанно ходатайствуйте за них, как это делал первосвященник.
Действия пророка скоро привели к тому, что согрелось тело ребенка. Как, должно быть, обрадовался Елисей! Однако мы не видим, чтобы он на этом успокоился. Не удовлетворяйтесь никогда тем, что дети ваши начинают подавать некоторую надежду на улучшение.
Если на глазах ребенка появились слезы, когда вы рассказывали о любви Христовой, радуйтесь, значит, тело согревается. Но не останавливайтесь на этом! Разве можно на этом бросить дело? Ведь цель еще не достигнута. Нам нужна жизнь, а не только теплота! Мы должны не просто убедить детей наших, а привести их к Богу; впечатления недостаточны — нужно возрождение, то есть новая жизнь от Бога, жизнь Иисуса Христа.
Давайте снова посмотрим на Елисея. «И встал и прошел по горнице взад и вперед». Он не находит себе места, он встревожен. Ребенок согрелся, и за это слава Богу, но он еще не жив; поэтому пророк не садится отдыхать у своего стола, а беспокойно ходит взад и вперед, вздыхает, тоскует и томится душой. Он не в силах смотреть на измученную мать и слышать ее жалобный голос: «Пришел ли в себя сын мой?»
Если вы заметили, что сердце ребенка тронуто, не прекращайте на этом попечения о нем. Спасение души драгоценнее всего и никогда не приобретается легко. Стать отцом во Христе нельзя без мучительной тревоги и страданий. Нужно сердцем понять слова Апостола Павла: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).
Да даст вам Дух Святой такие же душевные муки и такую же тоску, беспокойство и тревогу, пока дети ваши не станут истинно обращенными и спасенными.
Походив немного, пророк опять поднялся и простерся над ребенком. Здесь видна последовательность и терпение. То, что однажды дало хороший результат, нужно повторять еще и еще.
Вы успешно провели беседу с детьми? Продолжайте так же и в дальнейшем. Ведь очень легко разрушить то, что было совершено раньше! Если ваше теплое отношение согрело детские души, то не дай Бог, чтобы охлаждение с вашей стороны произвело в них застывание! Будьте уверены, что как от Елисея исходило тепло, так от вас может веять холодом, если в вашей душе нет искреннего усердия к делу их спасения.
Елисей вновь простерся на постели, и опять послышалась горячая молитва веры и вздохи старца. Наконец последовал ответ, желание его исполнилось: «И чихнул ребенок раз семь…» Звук, сам по себе, был малопривлекателен, но все же означал жизнь.
Большего и мы не можем требовать от детей, когда Господь дарует им духовную жизнь.
Если ребенок осознал свою негодность и положился на совершенное дело Христа, то как бы невнятно и бессвязно он это ни выразил, нам следует благодарить Бога. Вполне возможно, что Гиезий и не обратил внимания на чиханье ребенка, так как не простирался над ним. Но Елисей был доволен. Так и мы будем чутки к малейшему признаку благодати и благодарны Богу, если действительно простирались в молитве за безжизненные души своих детей.
Вслед за этим ребенок открыл глаза. Елисею, наверно, эти глаза показались очень красивыми. Не знаю, были они голубые или черные, но знаю то, что глаза, которые нам удастся открыть с помощью Божьей, всегда будут для нас прекрасными.
Дорогие друзья, нет ли между вами Гиезия? Искренне жаль мне того, кто умеет только нести жезл. Да дарует вам Господь по милости Своей жизнь, иначе вы не сможете оживить другого! Если бы Елисей был мертв, его тело не могло бы сообщить жизнь другому, как бы их ни клали друг на друга. Так же бесполезно своей безжизненной душой соприкасаться с мертвыми душами детей. Остывшая печь не согреет озябшего странника. Замерзшая, окоченелая мать не может приласкать своих детей.
Пусть благодать Божья коснется прежде всего вас и сделает орудием Своим для пробуждения многих душ во славу Божью.

Не грешите против ребенка

Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.
Быт.42:22
«Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?» Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.
«Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Быт.42:21),- поняли братья.
Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.
Просьба Рувима касается всех взрослых: «Не грешите против отрока!». Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех «ничьих» детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!
Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.
Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: «Убьем его и увидим, что будет из его снов». Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: «Не грешите против отрока». Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.
Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.
Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: «Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. «Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его — жестокое преступление, другое дело — оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его».
Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!
Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так — значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне» (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.
Третий вид греха против ребенка — это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.
Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.
Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!
Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. «Он такой странный!» — говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!» — говорил Иаков (Быт.37:10).
Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.
История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.
Я знаю людей, которые при встрече с «маленьким Иосифом» грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.
Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. «Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то»,- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.
Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.
Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.
Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: «Если бы ты был верующим, то не сделал бы так». Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо
Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать — отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.
Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha