Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Приднестровье
с. Владимировка






Миссия Иоанна Крестителя (миссиология)

От Матфея 3
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.


От Матфея 3
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В Евангелии от Матфея рассказ о Иоанне Крестителе начинается с его миссианского призвания, то есть проповедовать покаяние.

ПОКАЯНИЕ – изменение направленного движения на 180 градусов.

Это значит, что Иоанн проповедует о том, чтобы каждый человек чрезвычайно круто изменил свою жизнь.
На этом можно было бы остановиться, но мне хочется сделать небольшой анализ этой проповеди.
Итак, для чего нужно меняться? Ответ мы читаем ниже.

От Матфея 3
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанн Креститель приготавливает путь Господу. Миссия более чем благородная. Ибо он печется только о том, как сделать удобный путь для вхождения Господа Иисуса Христа в сердца тех, кто хочет принять спасение сошедшее с Небес. На самом деле, при всей скромности его служения, это величайшая из всех возможных для человека не очищенного словом Иисуса Христа.

Я бы сравнил Иоанна с ветхим заветом, который явился детоводителем ко Христу. Если быть более точным, то служение Иоанна Крестителя сравнимо с законом или с десятью заповедями. Он воплотил в себе все чаяния еврейского народа. Более того невозможно сказать, что Иоанн Креститель нарушал заповеди. Проводя параллель дальше можно сказать о его жизни в пустыне, как в свое время весь еврейский народ во главе с Моисеем блуждал по пустыне и терпел многие искушения, так и сей человек до тридцати лет очищался в пустыне. Иоанн также набирался авторитета, о нем знали очень многие, иначе он не имел бы такого успеха в своей миссионерской деятельности.

Насколько мне известно по еврейским обычаям пророк приобретал полный статус такового лишь после особой проверки, то есть тщательного исследования, а это значит, что Иоанн действительно пророк имеющий неопровержимые доказательства своего служения.

Таким образом мессианская деятельность Иоанна началась намного раньше чем описано в Библии. Более того, само его рождение, имея в себе много необычного, послужило, своего рода, проповедью, обратив многие сердца к Богу отцов.
В Евангелии от Луки, в 1 главе, это описывается так:

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Как мы видим из этого небольшого отрывка родители Иоанна были праведны перед Богом, поступая по заповедям и уставам Господним и что особенно важно – БЕСПОРОЧНО!

Думаю, сегодня не многие, даже «христиане», могут сказать о себе такое и это при том, что мы имеем не только множество свидетельств и чудес вокруг себя, но, наверняка, на собственном духовном опыте знаем насколько близок Господь. В те времена чтобы называться беспорочным, надо было особенно благоговейно служить перед Богом и людьми. И вот такие люди, которых, казалось, Бог должен был одарить особыми благословениями и всякими дарами, были обделены самым обычным человеческим счастьем – ДЕТЬМИ!

А ведь они уже были в преклонных годах. Надежды на обычное счастье почти не осталось. Но несмотря на это они не ослабевают в служении Богу, продолжая вести благочестивый образ жизни.

8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Итак, мы видим, в некотором смысле, повторение библейской истории о Сарре и Аврааме. Но дело не в этом, а в том, что еще прежде зачатия Иоанна происходит благовестие через Ангела Гавриила (ангел в переводе значит – вестник). Ангел открывает центральную суть его служения. Он предъидет в духе Илии, другими словами, в великой силе, чтобы приготовить народ к приходу Мессии. Иоанн, подобно пахарю, должен вспахать каменистую и засохшую почву, ко всему прочему, он должен будет обратить сердца.

Основная роль Иоанна, по словам Ангела, состоит в том, чтобы указать на Бога, на Того кто должен придти, на Мессию. Итак, Иоанн Креститель – есть перст указующий, которым Бог показывает спасение.

Исаия 40
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

Именно это место из писания наиболее ярко характеризует служение Иоанна, его особую миссию. Давайте же рассмотрим, что это за высокая такая миссия.

В те времена, когда восточный царь собирался осмотреть свои владения, он сначала высылал вестника, дабы предупредить народ, чтобы дороги были приведены в порядок. Также и в недавнем будущем, при коммунистах, когда руководитель правительства куда-нибудь приезжал, кто-нибудь предупреждал об этом, после чего сразу начинали дергаться местные власти изыскивать, как говориться, средства.

Средства эти, как правило шли на ремонт и строительство новых дорог, для того, чтобы цари или руководители страны беспрепятственно и непреткновенно могли въезжать в данную местность.

Также Иоанн Креститель предстает в образе такого вот вестника, который предупреждает всех о приходе Мессии. В этом служении он предстает еще в утробе своей матери.

От Луки 1
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

Как мы видим из этого отрывка Елисавета, мать Иоанна, исполнилась Святого Духа после того, как младенец взыграл во чреве ее. Другими словами, еще не родившись Иоанн начинает свое служение, он указывает своей матери на Господа, не имея возможности говорить сам, Иоанн возбуждает собственную мать проповедовать о Мессии, она исполняется Духом Святым, потому что тот кто в ней исполнен Святого Духа.

От Луки 1
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

Итак, рождение Иоанна не проходит незамеченным. Соседи и родственники уразумели, что возвеличил Господь милость Свою над Елисаветою.

59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

В рождении Иоанна Крестителя было столько необычного, что на всех живущих вокруг них напал страх, так что все задавались вопросом: что будет младенец сей?

Но самое удивительное происходит дальше. Удивляет та планомерность с которою происходят события вокруг рождения одного младенца. Сначала он побуждает собственную мать к проявлению через нее Святого Духа, затем своим появлением наводит страх на окружающих, в довершению ко всему Захария исполнился Святого Духа и стал пророчествовать.

67 И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира
.

А дальше, до явления своего Израилю, Иоанн жил в пустынях, как и написано:

80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Под словами «укреплялся духом» можно подразумевать очень многое. В планах же Бога, как мне думается, было создать пророку имя, авторитет. К нему не должно быть никаких претензий, чтобы его безукоризненное житие внушало уважение. Это должен был быть аскет, который заботится лишь о Божеском, а не о человеческом. Наверняка, еще до явления на свое служение, Иоанн многим помогал словом или делом, кому-нибудь предсказывал, у многих он вызывал уважение и даже некоторый трепет. Вся его жизнь была великим подвигом, потому, что на нем лежала величайшая ответственность за все человечество. Он был лучшим из людей, что отметил сам Господь.

От Матфея 11
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

От Луки 7
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

Со своей стороны Иоанн демонстрирует великое смирение, начав служение не по своей воле, но только после того, как услышал голос Божий, призвавший к служению.

От Луки 3
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,

В этом тоже есть высшее проявление служения перед Богом, ибо никто не может быть угодным Богу без воли самого Бога. Для нас это также наглядный пример того, как нам надо благоговейно и трепетно ожидать того момента когда сам Бог скажет тебе: «иди».

Также мы видим из этого отрывка, что Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И дальше мы читаем, что он проповедовал.

От Луки 3
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Как мы видим Иоанн начинает свою проповедь с обличения, он призывает к покаянию достаточно странным образом. «Порождения ехиднины!», создается впечатление, что пророк не боится потерять слушателя, а может он просто уверен в том, что он говорит. Скорее всего Иоанн даже не думает о том чтобы быть угодным для людей, он весь обращен к тому чтобы исполнить свою миссию, ибо все что он делает, он делает во славу Божию. С другой стороны Иоанн, возможно, уверен в своем авторитете и, как мне кажется, не безосновательно, что и подтверждается последующими событиями, так как народ вопрошает: что же нам делать? И теперь все становится на свои места, вот к чему был направлен его призыв, обличая Иоанн, как бы, побуждает людей задать резонный вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ? Только после этого вопроса пророк начинает спокойно и рассудительно обращаться к слушающим, коротко и толково Иоанн дает советы для каждой прослойки тогдашнего еврейского общества. В этих советах проявилась вся глубина смирения и познания тайн Божиих. Иоанн предстает сведущим во многих областях человеческой деятельности – это Божий Дар. Отчасти, как бы, он создает трамплин для будущей деятельности Иисуса Христа.

От Луки 3
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Здесь он вплотную подходит к своей миссии, Иоанн говорит о Христе. Пророк говорит о деятельности Мессии.

От Матфея 3
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Вот и кульминация миссии Иоанна Крестителя. Пророк увидел славу Божью.

От Иоанна 1
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ

Иоанн указывает на Иисуса, на этом миссия самого Иоанна заканчивается, но не его свидетельства. Как мы увидим впоследствии Иисус не раз использует это свидетельство, а также и авторитет самого пророка. Но пока…

От Луки 7
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

Не совсем последовательны, как может показаться, действия Иоанна, но на самом деле пророк показывает свое серьезное отношение к данному вопросу, он знает о Христе как пророк, но как человек он испытывает все. К тому же это возможно передалось Иоанну по наследству от своего отца Захарии, который не до конца поверил Ангелу.

На самом деле пророк не сомневается, а хочет утвердиться в том в чем он призван, ибо когда к Иоанну пришли и сказали о Иисусе Христе он не отрекся от своих слов, хотя и с осторожностью, но поставил все на свои места.

От Иоанна 3
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.

Здесь Иоанн сам свидетельствует о том, что он исполнил свое предназначение, пророк радуется и, подытоживая свою деятельность говорит замечательные слова: ЕМУ ДОЛЖНО РАСТИ, А МНЕ УМАЛЯТЬСЯ.

От Марка 6
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

На этом деятельность Иоанна Крестителя заканчивается, но не его миссия, а точнее миссия свидетельства пророка – его авторитет. Это мы видим в евангелии от Марка.

От Марка 11
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Как мы можем убедиться из данного отрывка Иисус воспользовался авторитетом пророка. Иоанн свидетельствовал об Иисусе, что Он и есть Христос. Ведь именно это подразумевалось под вопросом, который задают сами себе первосвященники и книжники: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ЕМУ? То есть они не поверили, что Иоанн Креститель послан Богом свидетельствовать об истине.

От Иоанна 1
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha