Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
д. Литовня






Недельная глава Торы. «Беhар». Ваикра / Левитам 25:1-26:2.

Недельная глава Торы

Глава 25

1. И говорил Господь Моше на горе Синай так:
2. Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Господу.
3. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай ее урожай.
4. А в седьмом году суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Господу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай;
5. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда хранимого не снимай; год прекращения трудов будет для земле.

6. И будет суббота земли вам в пищу: тебе, и твоему рабу, и твоей рабыне, и твоему наемному работнику, и твоему поселенцу, которые проживают с тобой;
7. И твоему скоту, и зверю, который на твоей земле, будет весь ее урожай в пищу.
8. И сочти себе семь суббот годовых, семь лет семь раз; и будет тебе дней семи суббот годовых сорок девять лет.
9. И пройти дай трубному гласу в седьмом месяце в десятый (день) месяца; в День Искупления дайте пройти трубному (гласу) по всей вашей земле.
10. И освятите пятидесятый год, и возгласите свободу на земле всем ее обитателям. Юбилеем будет это для вас, и возвратитесь вы каждый к своему владению, и каждый к своему семейству возвратитесь.
11. Юбилей это, пятидесятый год будет вам это; не сейте и не жните его самосева, и не снимайте его (винограда) хранимого.
12. Ибо юбилей это, святыней будет для вас; с поля ешьте его урожай.
13. В этот год юбилейный возвратитесь вы каждый к своему владению.
14. И когда будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у ближнего своего, не обижайте друг друга. 15. По числу лет после юбилея покупай у ближнего твоего, по числу урожайных лет продаст он тебе.
16. Если много лет, увеличишь покупную цену, а если мало лет, уменьшишь покупную цену; ибо число урожаев он продает тебе.
17. И не обижайте друг друга; и бойся Б-га твоего. Ибо Я Господь, Б-г ваш.
18. И исполняйте законы Мои, и правопорядки Мои соблюдайте, и исполняйте их, и будете жить на земле безбедно.
19. И даст земля плоды свои, и будете есть досыта, и будете жить безбедно на ней.
20. А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай?
21. Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года.
22. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая есть будете старое.
23. И земля не должна продаваться навечно; ибо Мне (принадлежит) земля; ибо пришельцы и поселенцы вы при Мне.
24. И на всей земле владения вашего выкуп давайте земле.
25. Если оскудеет твой брат и продаст от владения своего, то придет его родич, самый близкий ему, и выкупит проданное братом его.
26. А тот, у кого нет родича, но хватит его достояния, и найдет, сколько нужно для выкупа,
27. То сочтет годы продажи своей, и вернет оставшееся тому, кому продал, и возвратится к (земельному) владению своему.
28. А если не найдет рука его, сколько нужно вернуть тому, останется проданное им в руках купившего это до юбилейного года; и отойдет оно в юбилей, и возвратится он к владению своему.
29. И если кто-нибудь продаст жилой дом в городе, (окруженном) стеной, то будет выкуп его до истечения год а (от) его продажи; год будет (сроком) его выкупа.
30. А если не выкупит до исполнения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, навечно останется у купившего его для поколений его, не отойдет в юбилей.
31. А дома в подворных селениях, не имеющих стены вокруг, к полю земли приравнены будут; выкуп будет для этого, и в юбилей отойдет.
32. А города левиим, дома в городах их владения, (право на) выкуп вечное будет у левиим.
33. И если кто-нибудь купит у левиим, отойдет проданный дом и город владения его в юбилей, ибо дома городов левиим — владение их в среде сынов Исраэля.
34. И поле в окрестностях их городов не должно продаваться, ибо владение вечное это для них.

35. И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою.
36. Не бери у него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего; и будет жить твой брат с тобою.
37. Серебра твоего не давай ему за лихву, и за верхи не давай пищи твоей.
38. Я Господь, Б-г ваш, Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы дать вам землю Кенаан, быть для вас Б-гом.
39. И если оскудеет твой брат у тебя и продаст себя тебе, не поработи его работою рабской.
40. Как наемный работник, как поселенец будет он у тебя; до юбилейного года будет работать он у тебя.
41. И выйдет от тебя он и дети его с ним, и возвратится он к своему семейству, и к владению своих отцов возвратится.
42. Ибо Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима; не будут продаваться они, как продают раба.
43. Не властвуй над ним жестоко, и бойся Б-га твоего.
44. А раба твоего и рабыню твою, чтобы им быть твоими, — из народов, которые вокруг вас, из них покупайте раба и рабыню.
45. И также из сынов поселенцев, проживающих с вами, из них покупайте, и из их семейств, которые с вами, кого родят они на вашей земле, и вам будут они во владение.
46. И владейте ими для ваших сынов, передавая в наследство во владение вечное. Их порабощайте, но над братьями вашими, сынами Исраэля, друг над другом не властвуй жестоко.
47. А если достаток обретет пришелец и поселенец у тебя, и оскудеет твой брат при нем, и продаст себя пришельцу-поселенцу у тебя или в услужение семье пришельца,
48. После того, как продал себя, выкуп будет ему; один из его братьев должен выкупить его.
49. Либо дядя его, либо брат двоюродный выкупит его, либо из близких по плоти ему, из его семейства выкупит его; либо хватит его достояния, и выкупит он себя.
50. И сочтет он с купившим его от года, когда он продал себя ему, до юбилейного года, и будет серебро от продажи его по числу лет, как срок наемного работника отбудет у него.
51. Если еще много лет, то согласно им возвратит за себя выкуп из серебра, за которое куплен.
52. А если мало осталось лет до юбилейного года, то зачтет ему. По мере лет своих даст за себя выкуп.
53. Как работник наемный из года в год будет при нем, не должен он властвовать над ним жестоко у тебя на глазах.
54. А если не будет выкуплен этими (родственниками), то выйдет в юбилейном году, он и дети его с ним. 55. Ибо Мне сыны Исраэля рабы. Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима. Я Господь, Б-г ваш.

Глава 26

1. Не делайте себе идолов, и изваяния и памятного камня не ставьте для себя, и камня настильного не кладите на вашей земле, чтобы повергаться на нем; ибо Я, Господь, Б-г ваш.
2. Субботы Мои соблюдайте и Святыни Моей страшитесь. Я Господь.

Беhар (иврит) — на горе (рус.)

Глава «Бехар» начинается законами о так называемом субботнем годе или «шмите», который справляется на земле Израиля раз в семь лет, в течение которого земля должна отдыхать.

«И говорил Б-г Моше на горе Синай так: Говори сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую я даю вам, пусть празднует и земля субботу Б-жью».

Почти все комментаторы Писания, начиная с талмудических мудрецов, приступая к изучению главы «Бехар», задают вопрос, ставший в кругах знатоков Торы поговоркой: «Какое отношение имеет «шмита» к Синайской горе?

Действительно, почему именно при изложении законов о земле Израиля упоминается, что они были сообщены Моше на горе Синай?

Автор сборника комментариев под названием «Ор ха-хаим», живший в 17-м веке, отвечает на этот вопрос так: «Ввиду того что здесь упоминается дарование земли, ибо сказано: «которую я даю вам», упоминается также и гора Синай, чтобы сказать этим, что благодаря горе Синай, т. е. тому, что было принято на ней, ради Торы дал нам Вс-вышний землю».

Далее в главе говорится о законах Торы, касающихся торговых сделок. В этой части главы дважды упоминается запрет обманывать, обижать ближнего.

Как было сказано выше, глава «Бехар» начинается законом о субботнем годе – «шмите»: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды… В седьмой же год суббота покоя да будет для земли, суббота Б-жья». Чем же питаться евреям в седьмой субботний год, когда запрещено обрабатывать поля и виноградники? Ответ на этот вопрос дается несколько ниже: «А если скажете вы: что будем мы есть в седьмой год, ведь не будем мы ни сеять, ни собирать урожая нашего? – Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он произведет урожай на три года». Таким образом, соблюдение закона о «шмите» связано у еврея с ощущением своей полной зависимости от Создателя.

Еще более подчеркнута эта зависимость в законе о так называемом юбилейном годе, следующем непосредственно после закона о «шмите». «И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет… И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее… и возвратитесь каждый во владение свое и каждый к семье своей возвратитесь».

Слово «и возвратитесь каждый во владение свое» означает, что в юбилейный год все земельные участки, проданные в течение последних 50 лет, должны были возвращаться своим прежним владельцам. Даже если, продавая свой наследственный участок земли, владелец заявляет, что продает его навечно, его заявление, независимо от того, было ли оно зафиксировано в купчей или нет, не имело никакой силы, и в юбилейный год земля к нему возвращалась.

Он мог пользоваться своей землей как ему было угодно: засевать ее или засаждать деревьями, извлекать из нее полезные ископаемые или застраивать. Но он не мог сделать того, что может сделать любой подлинный владелец чего-либо – отказаться от нее навсегда. Юридическое обоснование этого закона законодатель облачает в короткий стих: «Земля не может быть продаваема навечно, ибо земля – Моя, вы же у Меня поселенцы».

Если закон о «шмите» и та часть закона о юбилейном годе, что касается землевладения, провозглашают абсолютную власть Вс-вышнего над имуществом еврея, то вторая часть последнего закона идет еще дальше: «…объявите свободу на земле всем жителям ее… и каждый к семье своей возвратитесь».

В юбилейный год становился свободным всякий еврей, продавшийся в рабство по нужде или проданный судом за кражу. (Суд имел право продать вора в услужение, чтобы возместить украденное его жертве.) Закон об освобождении рабов в юбилейный год несомненно вызывает положительные эмоции у любого поборника демократии и социальной справедливости. Однако при более близком рассмотрении выясняется, что закон этот не столько охраняет права человека, сколько, напротив, весьма существенно их ограничивает.

Он лишает человека самого неотъемлемого права распоряжаться собой по своему усмотрению. Посудите сами. Чтобы выйти на свободу, еврей, продавшийся в рабство, в большинстве случаев не должен был дожидаться юбилейного года. По закону Торы, его рабство ограничивалось шестилетним сроком. Вот если он не хотел освободиться по истечении этих шести лет и хотел остаться у своего господина навечно, ему в наказание прокалывали ухо и он оставался в услужении до юбилейного года. Но не более. Осуществить свое желание и сделаться вечным рабом он не мог. Этому закону тоже приводит Тора юридическое обоснование: «Мои рабы – сыны Израилевы!»

Уже одно признание предписаний Торы исходящими свыше заключает в себе признание невозможности полного постижения их смысла ограниченным человеческим сознанием. Однако нередко их благотворное влияние на характер человека очевидно. Это справедливо и по отношению к законам о субботнем годе.

Известно, как растлевающе действует на человека избыточная зажиточность. Полушутливое хасидское изречение гласит: ‘Три вещи обязательно должны подействовать, если только они в достаточном количестве: вино, богатство и учение хасидизма. Вино должно опьянить. Не опьянило? Значит, мало выпил. Богатство должно очерствить человека. Не очерствило? Значит, недостаточно богат. Изучение хасидизма должно исправить душу. Не исправило? Значит, мало учил».

Действительно, редко найдется человек, который, обретя большое и прочное богатство, не почерствел и не стал бы требовать для себя почестей, не соответствующих его личным заслугам.

Чем должен обладать человек, чтобы действительно чувствовать себя богатым? Деньги сами по себе, очевидно, очень ненадежное имущество. Даже если их обладатель сможет защититься от воров и грабителей, то уж никак не сможет спастись от инфляции – верной спутницы любого свободного общества. Не более счастлив обладатель доходными предприятиями или их акциями: его всегда преследует угроза банкротства. Единственным надежным достоянием можно считать землю: ее нельзя украсть, она не портится со временем и не падает в цене. Наоборот, пока население земного шара будет увеличиваться при неизменной площади последнего, цена земельных участков будет расти. Человек, обладающий землей в достаточном количестве, может уверенно считать себя богатым настолько, чтобы испортиться.

И вот тут-то приходит на помощь закон о «Шмите», который раз в семь лет предоставляет равные права на землю хозяину и его рабу и даже «зверям, которые на земле твоей».

В главе «Бехар» сказано:

«Если обеднеет брат твой, то поддержи его, пришелец он или поселенец, да живет он с тобой».

РАМБАМ в своем Кодексе пишет: «Мы обязаны соблюдать заповедь о благотворительности более других предписаний Торы, ибо благотворительность есть отличительный признак праведных потомков праотца Авраама. Лишь благотворительностью установится трон Израиля и истинная вера. И не что иное, как благотворительность принесет освобождение Израилю, ибо сказано: «Сион освободится правосудием, и его пленники – благотворительностью». Ни разу еще человек не беднел из-за своей благотворительности, и никакое зло и никакой ущерб благотворительностью не были причинены. Кто сочувствует другим, тому сопутствует сочувствие свыше. Если кто жесток, то его происхождение сомнительно, ибо жестокость присуща лишь язычникам. Евреи же и все пришедшие к ним должны быть как братья друг другу, ибо сказано: «Сыны вы Б-гу вашему». А если брат не сжалится над братом, то кто сжалится над ним? К кому должны обращать свои взоры неимущие Израиля? К чужим народам ли, которые ненавидят их и преследуют?»

Далее РАМБАМ пишет: «Существует восемь степеней благотворительности. Одна выше другой. Наивысшая степень, выше которой не бывает, – это когда человек поддерживает обедневшего брата, дает ему подарок или ссуду, берет его своим компаньоном в деле или находит для него работу, чтобы укрепить его положение, чтобы он не должен был просить помощи людей. И об этом написано в Торе: «…поддержи его, пришелец ли он или поселенец, и да живет он с тобой». Это значит: поддержи его, чтобы он не пал и не оказался в нужде».

Благотворительность — еврейское слово «цедака», что значит буквально «справедливость». Этим названием подчеркивается, что человек ОБЯЗАН помогать ближнему, ибо материальные блага, которыми он в данное время обладает, даны ему лишь для того, чтобы помогать другим.

С давних времен у евреев существует обычай держать в доме, на видном месте специальную копилку благотворительности – «купат цедака» или, на идише, «а цдоке пушке». В нее опускают мелкую монету перед утренней молитвой, перед дальней дорогой или по возвращении в родной дом из дальнего пути. В эту копилку опускают пожертвование, когда хотят поблагодарить Вс-вышнего или просят о помощи. Хозяйка дома опускает в нее несколько монет каждую пятницу, перед зажиганием субботних свечей. Когда копилка переполняется, ее содержимое отдается на благотворительные цели.

И конечно нельзя не упоминуть в этой главе и то, что в своем комментарии Раши цитирует мидраш «Сифра»:
[Покой земли должен быть] во славу Имени Господнего, подобно сказанному о субботнем дне.

В комментариях к мидрашу и к Раши отмечается, что ни один из праздников в Торе, включая Йом Киппур, не назван «субботой Господа». Такое название носят только субботний день и субботний год – шмита, что указывает на их близкую связь.
Действительно, многие комментаторы усматривают главную причину покоя для земли в течение года шмиты в том, что седьмой год, как и суббота, напоминает о Сотворении мира.

«Ибо шесть дней творил Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; поэтому благословил Господь день субботний и освятил его»

Шесть тысячелетий отмерено Г-сподом для этого мира и на 7 день, наступит седьмое тысячилетие…

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто, один из величайших каббалистов) в своей книге Даат Твунот объясняет, что есть два времени в существовании мира: время работы (исполнения заповедей) — этот мир; и время воздаяния — будущий мир. Время работы ограничено шестью тысячами лет. На рубеже седьмого тысячелетия будет воскрешение мёртвых, и после этого люди поднимутся на уровень, на котором первый человек находился до греха.

Седьмое тысячелетие будет временем перехода от этого мира к миру будущему. В будущем мире у людей будет тело, но и оно, и прочая материя не будут иметь власти над человеком. Это будет состояние, в котором находился Моше-рабейну. Это состояние имеют в виду мудрецы, говоря, что Всевышний сделает праведникам крылья: люди поднимутся над всеми своими материальными нуждами.

Наличие тела будет ощущаться по-прежнему, но, начиная с обновления мира, т.е. времени воздаяния, тело не будет иметь власти над человеком, его существование будет «вторично» по отношению к существованию души. Тело будет существовать лишь для того, чтобы человек мог получить награду и наслаждаться высшим благом вечно.

Но что Юбилейный год?
давайте прочтем из Евангелия от Луки:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него». (Лук.4:16-20)

Что это за лето Г-сподне?
это и есть тот Юбилейный год (יוֹבֵל, иовел) о котором я писал вначале.
Почему?

Посмотрите, что говорит Иешаяху .

«Дух Г-спода Б-га на мне, ибо помазал меня Г-сподь, чтобы возвестить (радостную весть) скромным, послал меня врачевать сокрушенных сердцем, объявить пленным свободу и узникам – полное освобождение; Объявить год благоволения Г-спода и день мести Б-га нашего, чтобы утешить всех скорбящих»

Нет ли тут параллели с нашей сегодняшней главой Торы?

» … И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее… и возвратитесь каждый во владение свое и каждый к семье своей возвратитесь»

Именно в этот год провозглашалась полная свобода еврею продавшим себя в рабство…

И это есть всего лишь тень будущего мира.
И как мир падал не сразу, а постепенно, так же он и будет восстановлен. Постепенно…

Говорят наши мудрецы: когда был создан мир, он находился в состоянии совершенства. Но после греха Деревом Знания, когда нечистота змея проникла в Еву, не только человек, но и весь мир утратили совершенство вплоть до Дарования Торы. Когда народ Израиля стоял у горы Синай, «дух нечистоты» их покинул. Но он снова вернулся из-за греха Золотого Тельца.

В иудаизме существует общее правило: каждое падение происходит ради какого-то подъема, причем подъем этот достигает более высокого уровня, чем предшествующий падению. Следовательно состояние мира после дарования Торы стало выше, чем до греха Евы. Мир был поднят на новую ступень.

Тора пришла в этот мир записанная на скрижалях, на камне сапфир. И Его Тора подняла мир на новую ступень и обновила…

Но, что же произошло во время прихода Машиаха?

«Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, – сказал Г-сподь; А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: – сказал Г-сподь, – вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом» Йирмея́ху 31,31 -32

Это еще один огромнейший шаг обновления мира после грехопадения человека. Благодаря жертве Иешуа, Б-г смог вложить Тору уже в сердце детей Израиля. С каменных скрижалей Тора перешла в сердце…

И теперь последний этап обновления, который мы ожидаем с нетерпением, произойдет, когда все творение, так же будет восстановлено Б-гом!

«Ведь творение с нетерпением ожидает откровения Божьих сыновей. Потому что творение было подчинено бессмысленности существования не по своей воле, а по воле того, кто подчинил его. Но у творения есть надежда на то, что оно освободится от власти тления, чтобы обрести ту же славную свободу, что и Божьи дети» Рим.8:19 -21

И тогда как написано у пророка Иешаяху 65,25

«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, есть будет солому, а змея – прах (будет) пищей ее; не будут они причинять зла и не будут губить на всей горе святой Моей, – сказал Г-сподь.

И это обязательно произойдет, когда Машиах бен Давид возвратиться в Иерусалим.

А пока это не произошло, мы продолжаем ожидать и молиться в молитве «Амида» в тринадцатом благословении:

«Вернись милостиво в Твой город Иерусалим и обитай в нём по Своему обещанию. Устрой его вскорости, в наши дни, навеки, и престол Давида в нём утверди вскорости. Благословен Ты, Господи, устрояющий Иерусалим»

Хорошей недели!

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha