Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Берешит.

Недельная глава Торы

Недельная глава Торы: Берешит/ В начале 1:1-6:8 1 В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ, 2 КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ.


Мы начинаем новый цикл чтения Торы с 1й книги Библии – Берешит (В начале). Кто же установил такое чтение Торы? Регулярное субботнее чтение Торы в синагогах восходит, к 1-й половине 3 в. до н. э., так как Септуагинта очевидно была составлена специально для этой цели. Оно было основано для трехгодичного цикла чтения. Иосиф Флавий и Филон Александрийский упоминают о публичном чтении Торы как о древнем обычае, что подтверждается свидетельством Нового завета: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21) Сегодняшнее же разделение Торы, состоящая из 54 недельных глав и рассчитанное на 1 год. И оно было введено уже гораздо позже, в 600-1050 г. н. э. в Вавилонии. Первая Книга называемая Берешит и дала название нашему разделу Торы. Она начинается с 1 главы и заканчивается 6 главой 8 стихом. О чем здесь идет речь? Итак, краткое содержание: 1. Бог создает мир. 2. В этом новом мире в Эдене Он поселяет человека. 3. Человек поддавшись искушению змея, совершает первый бунт против Всевышнего. 4. Каин и Эвель приносят жертвы Богу. 5. Каин убивает своего брата. 6. Человечество начинает умножаться и с этим умножается первый грех. 7. Появляются Сыны Божьи которые входят к дочерям человеческим и грех становится настолько сильным, что Бог решает стереть этот мир. Лишь Ноах (Ной) получает благодать.Теперь давайте непосредственно обратимся к самому тексту Торы. И прочтем самый первый стих первой главы. בּאשׁית בּרא אלֹהים את הַשָּׁמַ֖יִם וְאֵ֥ת הָאָֽרֶץ В начале сотворил Бог небо и землю. Сегодня мы посмотрим на это первое слово — В начале. На иврите – это Берешит. И уже тут, мы видим нечто потрясающее. Первое слово в Торе — слово «брешит», а первая в ней буква — буква «бет». В любом издании, в каждом свитке Торы, какой бы мы ни взяли в руки, — эта буква в этом слове в этом месте больше соседних по размеру. Человек, читающий только на иврите, никак, конечно, не может предположить, что это заглавная буква, ну а нам придется напомнить себе, что в иврите нет прописных и строчных букв. Так что же тогда? Почему «бет» больше других букв. Закрытая сверху, снизу и справа и открытая слева (по ходу чтения строки в Торе), она показывает, что мы находимся внутри сотворенного мира и потому можем представить себе то, что было после, но не до его сотворения. И еще, самое первое слово начинается не с буквы алеф. Первой буквы еврейского алфавита. А со второй буквы – бувы Бэт. Почему? Потому что есть Только Один кто был до сотворения. В Новом Завете говорится о том, что Иешуа – Он альфа и Омега. На иврите, соответственно – это алев и тав. Первая и последняя буква. Вообще про это слово можно говорить очень многое. Недаром в книге Зоар, кабалистической книге, есть целая глава, где переставляются буквы в этом слове и получаются разные рода значения. Но мы с вами ограничимся только этим. Элохим бара. Бог сотворил. В иврите существует 4 видов глагола говорящее о творении. (1) бара’ — творение из ничего (как был сотворён Свет) (2) яцар — творение из первичного сырья (как горшечник, создающий горшок) (3) кана — творение методом эволюции (как мать, создающая ребенка) (4) ‘аса — «делание», творение через сочетание разных элементов и изменения взаимоотношений между ними («делать работу», «делать войну, или мир», «делать себе кумира»).. Бара — Такое свойство творения возможно только Творцу. Мы не можем творить из ничего. Нам обязательно нужен материал для творения. Интересно, однако, что в главе “Брешит” это слово употреблено лишь трижды. 1. В первый раз “бара” сказано в первом стихе и подразумевает сотворение материи. 2. Во второй раз — “и сотворил (ваивра) Б-г больших морских животных” (1:21) — там, где речь идет о сотворении жизни; Б-г создал животных, обладающих животной душой. 3. А в третий раз — “и сотворил Б-г человека” (1:27) — говорится о создании существа, у которого, кроме обычной жизни, как у всех животных, есть еще Б-жественная душа, сохраняющаяся и после смерти. Слово Элохим которое переведено как Б-г, стоит во множественном числе. В Пятикнижии употребленно более пятисот раз. Надо иметь ввиду, что еврейский язык – один из наиболее древних, если не первый язык человечества, — то как могло произойти, что слово во множественном числе стало наиболее употребляемым для обозначения божества? Как Моше, мог избрать это слово, когда другое слово в единственном числе – Эль, которое он употреблял в других случаях, могло быть употреблено для описания творения мира и Верховного Бога? Я не хотел бы глубоко задевать эту тему. Потому что это слишком глубокая тема и достойна отдельного обсуждения. Мы поговорим о Торе, как она говорит о множественности Творца в другой раз. «В начале создал Б-г»… Таргум Йерушалми переводит эти слова таким образом: Посредством мудрости создал Б-г… Иерусалимский Таргум, — это арамейский перевод Пятикнижия, пересказ Пятикнижия с добавлением агадических мотивов. Понятие мудрость берется из книги Притчей. 3,19 Г-сподь мудростью основал землю, утвердил небо разумом. ” Мудрость – Эта Тора. Посредством Которой Творец создал этот мир. Раввины говорят, что в творении участвовала Тора. О чем же идет речь? Что за Тора участвовала в творении? 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Иоан.1:1-4) Не удивительно ли, что Мессия и был этой мудростью, был этой Торой. Которой Творец создавал наш мир. Конечно, Библия не дает нам полного понимания этих процессов. Но нам это и не нужно для веры. Все, что нам нужно – это понимать, что Бог стоит за всем процессом творения, и Он продолжает сегодня поддерживать его. И первое, что Он сотворил – это было Небо. На иврите Небо – это шамаим. И это множественное число. Мидраш интересно трактует слово “шамаим” (“небо”) как эш плюс маим, т.е. огонь плюс вода Недаром Петр говорит об этом таким образом: Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. (2Пет.3:6-7) Но шамаим Это еще и – это так же и духовное составляющая. Именно в этот момент были сотворены небесные жители. Разного рода ангелы Божьи. И вслед за сотворением Небес была сотворена земля. Итак, только в 1 стихе мы находим такую глубину. И не даром Павел однажды сказал: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33) Берешит 1:1-6:8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3:8) וַֽיִּשְׁמְע֞וּ אֶת־ק֙וֹל יְהוָ֧ה אֱלֹהִ֛ים מִתְהַלֵּ֥ךְ בַּגָּ֖ן לְר֣וּחַ הַיּ֑וֹם וַיִּתְחַבֵּ֙א הָֽאָדָ֜ם וְאִשְׁתּ֗וֹ מִפְּנֵי֙ יְהוָ֣ה אֱלֹהִ֔ים בְּת֖וֹךְ עֵ֥ץ הַגָּֽן׃ 8 И услышали голос Господа Бога, ходящий в раю во время прохлады дня; Очень интересный текст Писания. Не знаю, обращали ли вы когда ни будь внимания на это, но здесь написано, что голос Бога ходил в саду. Как вообще Адам мог услышать как Бог ходит в саду? Третий из 13 основ веры установленный Рамбамом. И третье основа гласит: 3. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) бестелесен, что Его не определяют свойства телесные и что Ему нет вообще никакого подобия. Итак, Творец бестелесен, то тогда каким образом Адам мог слышать как Бог идет по саду? И не только как Его услышали, что это вообще был за голос такой, Который шел? «Таргум Йонатан бен-Узиэль («Таргум Йерушалми») переводит это место Писания таким образом: «И услышали голос Слова Б-жьего, ходящего в раю во время прохлады дня»… Он вводит в текст еще одну Личность — Слово Б-жье. Слово Б-жье ходит в раю, создает шум, говорит от Лица Всевышнего и все же он не сам Г-сподь. Раши (Рабейну Шломо Ицхаки) задает вопрос: «Что слышали?» Слышали Г-спода Б-га? Нет, слышали голос Г-спода ходящий в раю… То есть мы видим, что в раю Адам и Хава общались со Словом Б-жьим, а не непосредственно с самим Творцом. Задумывались ли вы когда нибудь над тем, что однажды сказал Павел: Про Творца? Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим.6:16) Обратите внимание, что Творца никто никогда не видел. А если никто и никогда. То это касается так же и Адама с Хавой. Это логично! А если они Его не видели, так с кем же тогда они разговаривали в Эдене? Чьи шаги они могли слышать? Кажушиеся противоречие. Но на самом деле – это не так. Они действительно не говорили с Ним. Это было Слово Божье. Как говорят ранние еврейские исследователи Святого Писания. Встречаем ли мы еще это таинственное Слово Божье на страницах Старого Завета? Конечно! Древние иудейские толкователи Священных Писаний часто говорили о тайных именах Мессии. Одно из таких имен Мимра, что в переводе с арамейского означает «Слово». Например, Таргум Йонатана бен-Узиэля говорит: «Каждый, кто обратит свое сердце к Господнему Мимра, останется жив». В таргумах понятие «Мимра» ассоциировалось с Самим Богом и Его проявлениями В Бытие (16:13) Агарь говорит с Ангелом Господним и называет его «Мимра Господа» (Таргум Йерушалми). В 22-й главе Бытия, где Авраам говорит с Ангелом Господним, которому имя «Мимра Господа», в 8-м стихе говорится: «Мимра Господа Сам усмотрит… агнца для всесожжения» (Таргум Йерушалми). В Бытие (28:20) Яков произносит обет: «Если Мимра Господа будет со мной… тогда будет Мимра Господа моим Богом» (Таргум Онкелос). Бытие (15:6) истолковывается таргумом следующим образом: «Авраам поверил Мимре Господа, и это вменилось ему в праведность» (Таргум Онкелос). Уже до Нового Завета. До того как евангелист Иоаан сказал, что Слово Божье пришло в этот мир. Мы уже читаем о том, что это же Слово общалось с человеком. К сожалению евангелисту Иоанну приписывают греческое Логос. Придуманное греческим философом Гераклитом. На самом же деле. Мимра или Слово давно была известна иудейскому мышлению. Но впоследствии конфликта Церкви и иудаизма. Это понятие как таковое у еврейских раввинов было забыто. Оно и понятно почему. Но тем не менее, именно Иешуа, Слово Божье, ходило в Эдене. И именно Его услышали Адам и Хава. И Именно Он судил человека выгнав Его из Эдена. Иешуа — и был тем голосом в Эдене. И Его до сих пор мы можем слышать и общаться с Ним, как это было в дни Эдена.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.