Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Берешит. Авигдор Эскин.

Недельная глава Торы

«Вначале сотворил Бог небеса и землю» (Бытие 1:1).


Слово «берешит» (вначале) прилагается обычно с слову другому, указывая
на начало чего-то. Но здесь — указание оно на положение духовное,
предшествовавшее творению. По тайноведению мы слово «решит» связуем с
предначальным и абсолютным (Эйн-Соф), а с прибавленной буквой «бейт» мы
приходим к мере Хохма и к Саду Эдемскому (мир Ацилут). Слово «сотворил» на
мир Бриа указует, а небеса с землёй – на Зеир Анпин и Малхут
соответственно.

Мудрецы учили: «Десятью речениями сотворён был мир, и что Талмуд
говорит, ведь речением единым мог он сотвориться, но – дабы разделаться со
злодеями, которые уничтожают мир, сотворённый десятью речениями, и воздать
награду благую праведникам, созидающим мир в десяти речениях» (Трактат
Авот). Упомянутые речения – слова «и сказал Бог» в Шести днях творения. Но
мы только девять насчитываем. Десятым будет сам первый стих с его
таинственным словом «берешит» (на него семьдесят толкований в Тиккуней
Зоар).

Такой поворот мысли в затрудение приводит, ведь девять раз речение
было, как ни смотри! И не понять сего и не объяснить никак, если не
раскроем с первых слов, что десять речений – суть десять сефирот. Десять
проявлений в сужении света Г-сподня. Первая сефира (Кетер) запредельна и
непостижима завсе. Творение, небеса и земля (Бриа, Ецира, Асия) связуем мы
с сокращением и именем Б-г (Элог’им). Представим мы девять сефирот (от
Хохма до Малхут) в измерении едином, а их соединяет с миром надстоящим
сефира Кетер, принадлежащая к строению низшему, но и к высшему («внедрён
конец их в начало их, а начало их –в конец их»). Сущность сия в слове
«берешит» находима.

Отсюда нам следствий множество: строение из десяти сефирот состоит
(парцуф), и находится всегда в живой связи со строением высшим. По учению
рабби Азриэля из Героны, верой называется именно та точка, где
осужествляется связь сущего с высшим. А в трактате Авот мы примеры находим
строений различный из десяти сефирот – примеры раскрытий и претворений
Б-жества.

Кто вопросом не задавался о смысле жизни? Ответ на него внедрён в
вопрос о смысле творения. В учении Ари мы находим два ответа. Возжелал
Создатель наделить сотворённое Им благостью велией. И ещё: возжелал Творец
раскрыть имена и деяния Его. Обычно принимают сказанное аксиоматично, не
приближаясь к пониманию мысли Ари.

Великий духоведей и мудрец, рабби Хайим из Чернобыля, задаётся
поставленным нами вопросом в толковании своём Пятикнижия «Беэр майим
хайим». Есть в Талмуде спор (как принято это понимать) меж Гилелем и
Шаммаем. Гилель сказал, что земля первой сотворена была, а Шаммай утверждал
первенство небес. Однако причастный к истине знает, что нет в Талмуде
споров, ибо книга священная он, а не кодекс схоластической при. Мудрецы на
одно смотрели с различных позиций. Рабби Хайим раскрыл, что Гилель
рассматривал путь от тварного к Творцу (раскрытие имён Творца и дей Его
через пробуждение и исправление человека). Шаммай же на первичность небес
указал, исходя из намерения Творца наделить сотворённое благостию.

Но мы остаёмся при видимой дихотомии. Устраним её словами простыми из
простых, но мудрыми из мудрых . В своём введении к мудрости тайноведения
пишет Баал Сулам про путь от света к сосуду и — от сосуда к свету. При
изучении всегда уметь должен каждый распознать, про что говорится. Но
«взаимоотношения» сии единую систему представляют в обзоре целостном.

Писали мы по Книге Ецира, что мир был сотворён по «тридцати двум стезям
чудесным Мудрости». Число тридцать два слово «лев» (сердце) образует.
Словно, тридцать два нерва, отходящие от мозга. Имя Элог’им (Б—г) тридцать
два раза поминается в сказании о семи днях творения. Всё настрой даёт на
таинство Первичного Действа (Маасэ Берешит).

И спрашиваем сразу, почему Тора начинается с таинства Творения, а не с
перчня заповеденй? Есть худомыслы, извернувшие извратно слова мудрецов про
значимость буквы начальной «бейт», будто намёк в ней на узкое и
ограниченное восприятие Торы в рамках затина безблагостного законничества.
Любят же люди приписывать мудрецам и ангелам пороки все свои… А мы
обратное учим из первых строк Писания. Истинное постижение мудрости
противоуставлено узкому пониманию обывателя. Истинно, учат мудрецы
укрепиться в заповедях и в освящении обыденного в простом понимании. Нет
мудрости без предварения её богобоязненностью. Но смысл и основа – в
постижении таинства. Ведь не про объясняемое светской наукой повествуется в
первых главах Торы и не сказки для недорослей представлены нам, как
представить иносказания норовят маловеры всякие. Прямое изложение законов
духовных миров перед нами.

Правдоискатель устремится к отдалённости сказа и утвердится в духовном
восприятии Торы наперво. Вот в чём нам весть начала Торы с Сотворения Мира,
а не с заповедей. Главенство духовного и наполнение им подвластного разуму
людскому. Погружаясь в раскрытое через Книгу Ецира, мы обретаем истинные
приоритеты в нашем подходе к Писанию. Мы учимся направлять все органы
восприятия к Единачеству Единого. Сколь не отдалён был рассматриваемый
предмет, мы можем научиться через тайноведение место его определить по
отношению к Создателю. А вместе с пониманием приходит черёд духовного
прорыва. Не говорят о нём подробно духоведцы, но всё постигнутое ими и
пророками не словами простыми ведь передавалось. Не просмотром
фантастических фильмов во сне занимались святители. Они взобраться сумели
по Лествице Яакова до той ступени постижения, где восприятие духовное
реально было.

Вот и нам наказ поставить таинство над знанием и над законом (их
укрепив и осмыслив так). Начать свой путь к Торе в сием году с поиска
смысла слова «берешит» в Тиккуней Зоар, поискать объяснения смысла «духа
Б-жьего над водами», который «витает» (мерахефет). Слово это даёт нам (мет
рафа”х – умер 288) – вот и начало сказа о разбиении сосудов. Но вместе
слова «дух Божий витает» дают по сумме букв «это дух Мессии». Разбитые
сосуды и разбиение Адама восстанавливаются полностью Мессией.

Далече мы уходим от бренного, зримого окрест. И тут обратимся к Раши,
чтобы и в таинстве не забыть пути земного. Тора с Сотворения мира
начаинается, чтобы возвестить о праве нашем на Эрец Исраэль. И в этих
словах место таинству центральное находим. Но и простой смысл этих слов
бьёт по нам сиречь во дни эти. Именно наше поколение столкнулось вплотную с
необратимостью жития на Земле Святой. Так и будет, когда искореним мы Эрев
Рав и касть Амалека с Ишмаэлем извергнем.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.