Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
д. Литовня






Недельная глава Торы. Бешалах. Только вперед!

Недельная глава Торы

Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до Красного Моря (а сзади их настигал фараон со своим войском), сказал им Моше: «Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня, ибо как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки. Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите».


Объясняется в Мехилте, что евреи в те страшные минуты разделились на четыре группы, каждой из которых Моше ответил отдельно, хотя ответы эти и записаны, как слитная речь.

Первым, говорившим:: «Бросимся в море!», Моше ответил: «Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня…»

Другим, требовавшим: «Вернемся в Египет», он сказал: «…как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки…», то есть, даже если бы мы хотели, вернуться некуда.

Третьим («Сразимся с ними!») он сказал: «…Б-г будет сражаться за вас…».

Последней же группе, предлагавшей пассивную позицию («Возопим ко Всевышнему») Моше сказал: «…а вы молчите!».

Хорошо, он одной длинной фразой отверг предложения всех четырех «партий» («отчаявшихся», «пораженцев», «бойцов» и «богомольцев»), то есть всего народа Израиля. Что не надо делать, он объяснил, а что же надо? А уж это мы находим в словах Всевышнего, обращенных к самому Моше: «Скажи сынам Израиля, пусть идут вперед».

Этот необычайно острый и актуальный комментарий Ребе подвергает глубокому анализу. Мы же коснемся только одного аспекта: если порочность первого и второго предложения («Бросимся в море!» и «Вернемся в Египет») совершенно очевидна, то предложение «Сразимся с ними!» вызывает уважение и симпатию, а уж «Возопим ко Всевышнему!» и подавно должно было понравиться религиозному лидеру.

Отвергнуть слова «бойцов» все же проще, нежели призыв к молитве: ведь непонятно, откуда сторонники превентивного удара взяли свою идею. Всевышний их в бой не посылал, с Моше они не советовались. А значит, их пыл вполне благородный, может идти в разрез с планами Всевышнего. Да и на успешной войне потери несут обе стороны. Победители тоже хоронят. А ведь все вышедшие из Египта должны были принять Тору и шли к Синаю. Так что слова Моше («…Б-г будет сражаться за вас…») вполне можно понять.

Но вот почему он не принимает столь «ортодоксального» предложения, как «Возопим ко Всевышнему», – непонятно. Молитва-то никогда не помешает!

Да, от еврея действительно требуется, чтоб он всё подчинил Воле Всевышнего, но, тем не менее, от еврея ожидается и действие, не только упование и пассивная молитва.

Поэтому Всевышний говорит Моше: «Скажи сынам Израиля, пусть идут вперед». Евреи идут к горе Синай. Не аллегорически, духовно, а вполне физически и деятельно: ножками, ножками!

В современных терминах: когда впереди море, а сзади египтяне, когда еврей зажат в клещи жизни, он не должен трусливо убегать от жизни (бросаться в пучину) или от конфликта (назад в теплый Египет), не может тратить силы на кровопролитные войны, и даже пассивное упование на Всевышнего ему не поможет. Надо идти вперед, все силы — на главное дело, глаза — на ориентир, и вперед. И тогда «неожиданно» расступаются воды моря и дорога к Синаю оказывается не такой далекой, как казалась. Интересно, что никто из миллионов евреев не догадался поступить именно так (иначе Мехилта говорила бы о пяти группах)!

Но нам-то, после чтения Мехильты и беседы Ребе грех об этом не задуматься. Это так просто: без отчаяния, без капитуляции, без боя, без воздевания очей горе – вперед. Дорогу, говорят, осилит идущий.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha