Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Дварим. Дмитрий Щедровицкий.

Недельная глава Торы

И я повелел вашим судьям в то время, сказав: выслушивайте [тяжбы] между братьями вашими, и судите справедливо между мужем и между братом его (Дварим 1, 16)


Судье психологически нелегко воспринимать преступника как брата и соответственно относится к нему. Но именно этого требует заповедь! И еще ему предписывается устанавливать именно братские взаимоотношения между сторонами — «между мужем… и братом его». И еще: подчеркивается, что суд происходит между людьми, а значит, цель его — удовлетворение обиженного за счет обидчика:

Если украдет человек вола или ягненка… пять волов пусть он заплатит за вола и четырех ягнят — за ягненка (Шемот 21, 37).

Итак, штраф (выкуп) поступает в пользу пострадавшего, а не в пользу государства. В отличие от ряда современных юридических норм, Бог повелевает производить суд не между человеком и государством, а между человеком и человеком. Трудно даже учесть все благие последствия, которые возымело бы возвращение современного суда на стезю Торы Господней!..
Глава содержит указание Моше всему Израилю: «Пэну? ук’у лахэ?м» (Дварим 1, 7) — «повернитесь (обратитесь) и двигайтесь к себе». Только познавая себя самого, вникая в собственный внутренний мир, человек становится способен понимать Тору как Слово, обращённое к нему лично. Адам после нарушения им Заповеди скрылся от Всевышнего (Бэрешит 3, 8), а также и «от самого себя» — о чём свидетельствует заданный ему свыше вопрос: «Где ты?» (там же, ст. 9). Но еврей, ищущий «обратного пути» к Создателю, должен начать с обретения пути к себе самому — и тогда, в конце концов, он найдёт Бога в собственном сердце.

В Шир г?а-Ширим (Песни Песней) содержится вопрос: «Неужели не знаешь себя саму, о прекрасная среди женщин?» («Им-ло? тэди? лах, г?а-йафа? ба-наши?м?»). Этот вопрос обращён к душе человека — воистину прекраснейшему творению Божьему. И к душам относится указание Моше: «Повернитесь и двигайтесь к себе самим!»

Пятая Книга Моисеева носит в иудейской традиции название ?????
‹Дэвари?м› — «Речи», или «Слова», по первому значащему слову: «Сии суть слова…» В Септуагинте она именуется ????????????? ‹Деутероно?мион› — «Второзаконие». Это название восходит, в свою очередь, к древнееврейскому ????????? ‹Мишнэ?-Тора?› — «Повторение Торы»
Молодое поколение израильтян нуждалось в возобновлении завета, заключенного с отцами, и в новом публичном повторении всех заповедей Торы. Отсюда и происходит название книги, в которой повторяются заповеди.

Обращаясь перед смертью к новому поколению, Моисей сказал:

Все вы сегодня стоите пред лицом Господа, Бога вашего: начальники
колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все израильтяне,
Дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане
твоем, от рубящего дрова твои до черпающего воду твою,—
Чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный договор с Ним, который Господь, Бог твой, сегодня поставляет с тобою…
(Втор. 29, 10–12)

Каждое поколение (а также и каждая душа) должно сознательно всту-
пить в завет с Господом — «возобновить завет», ибо приобретенный отца-
ми духовный опыт не передается по наследству сам собой:

Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный
договор,
Но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня. (Втор.
29, 14–15)

…Книга Второзакония соответствует пятому упоминанию света в на-
чале Книги Бытия:

И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью. (Быт. 1, 5)

В книге Второзакония окончательно «названы по имени» свет послу-
шания Богу — и тьма противления Ему. Здесь наиболее подробно перечисляются благословения, нисходящие на исполняющих Закон, и про-
клятия, постигающие его нарушителей (гл. 28–30).

Число «пять», соответствующее количеству книг Торы, равно числу
букв в имени ????? ‹Элог?и?м› — «Бог» и числу букв в имени ?????
‹Йисраэ?ль› — «Израиль» (кроме того, столько же уровней имеется у человеческой души — см. с. 51–52).

Книга Второзакония открывается географическим описанием той местности, в которой Моисей произнес свои последние речи. Все содержание
книги представляет собой проповедь, прозвучавшую из уст пророка в день
его кончины.

Собрав весь народ, Моисей обратился к нему с самым великим в истории предсмертным наставлением — духовным завещанием, каждое слово
которого вдохновлено Самим Богом:

Сии суть слова, которые говорил Моисей всем израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном, и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом,
На расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы
Сеир к Кадес-Варни. (Втор. 1, 1–2)

Каждое из приведенных названий имеет символический смысл. Прежде
всего — «за Иорданом». Некоторые исследователи пытались заключить из
этих слов, что якобы Пятикнижие было записано (или отредактировано)
уже после смерти Моисея — в эпоху, когда израильтяне обитали в Ханаане.
Иначе, мол, как могло возникнуть выражение «за Иорданом», подразумевающее взгляд из самого Ханаана? Но вспомним, как страстно желал Моисей войти в обетованную землю! Лишенный физически этой возможности, он всем сердцем уже находился «по ту сторону» Иордана
(ср. Втор. 3, 25–26), так что использование им приведенного выражения
психологически вполне понятно. Кроме того, название «Заиорданье»
(??? ????? ‹Э?вер г?а-Йардэ?н›), согласно новейшим исследованиям, употреблялось у местных народов еще до прихода израильтян в Ханаан.

Название ???? ‹Йардэ?н›, «Иордан», может быть этимологизировано
как происходящее от ??? ‹йарэ?› — «боящийся» и ?? ‹дан› — «судящий»,
то есть — «боящийся суда [Божьего]». Все мы должны будем «пересечь
Иордан» — пройти Страшный суд, прежде чем войдем в высший духовный мир (ср. II Кор. 5, 10; Гал. 4, 26; Евр. 12, 22–23).

«В пустыне»: ???? ‹мидба?р› означает не только «пустыня», но и «речь»
(от глагола ??? ‹дава?р› — «говорить»). Первое значение применимо ко
всей нашей жизни. Она подобна странствию по пустыне, в конце которо-
го верных ожидает избавление:

Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне. (Пс. 67, 7)

Второе же значение, «речь», намекает на то, что все вокруг является
как бы речью Бога, с которой Он таинственно обращается к нам через
земные события.
«На равнине»: слово ???? ‹арава?› означает «степь», «туманная даль»,
«смешение» (от глагола ??? ‹ара?в› — «смешивать», «помрачать»). Смутно
и лишь отчасти различаем мы на земле свой собственный путь, духовный
смысл происходящего, контуры грядущих событий… По выражению апостола, мы видим все это «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»
(I Кор. 13, 12).

«Против Суфа»: ??? ‹суф› означает «быстро уноситься», «исчезать».
Можно ли отыскать лучшее определение для переменчивого, временного
земного бытия?..

«Между Фараном и Тофелом»: ???? ‹Пара?н› означает «прославление»,
а ??? ‹То?фель› восходит к корню, означающему «мерзость» и «нелепость».
Каждый миг на земле человек находится в состоянии выбора между
прославлением Бога — и мерзостью беззакония.

«И Лаваном»: ??? ‹Лава?н› значит «белый» — это намек на возмож-
ность «убеления», очищения через покаяние и добрые дела:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; пере-
станьте делать зло;
Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как во?лну убелю. (Ис. 1, 16–18)

«И Асирофом»: ???? ‹Хацеро?т› — «дворы». Праведник может пребы-
вать «вблизи» Господа, «во дворах Его» уже теперь, в земной жизни.

«И Дизагавом»: ?? ??? ‹Ди Заг?а?в› — можно понять и как «достаточно
золота», и как «относящийся к золоту». Слово ??? ‹заг?а?в›, «золото», вос-
ходит к корню, означающему «сиять» и «истекать». Золото является сим-
волом высшего Света, исходящего от Господа и ниспосылаемого верующе-
му (в этом одна из причин обилия золота в утвари Скинии — Исх. 25,
3–40). С золотом сравнивается и Закон Господень, и премудрость, и очищение сердца, и вера — словом все, что причастно духовному Свету (Пс.18, 11; 118, 127; Прит. 8, 19; 17, 3; Ис. 13, 12; I Петр. 1, 7; Откр. 3, 18).

«По дороге от горы Сеир в Кадес-Варни»: в этих словах обобщается
положение человека на земле — промежуточное, «между духовностью
и греховностью».

Как мы помним, Сеир — одно из названий земли Едома. Сеир был
хорреянином (хурритом), с которым породнились потомки Исава (Быт.
36, 19–20). Его имя означает «волосатый», «косматый»; в то же время
волосатым с рождения был и сам Исав (Быт. 25, 25; 27, 11–12), являю-
щий образ человека невозрожденного, необузданного и злого (Быт. 25, 27;
27, 41). Те же качества унаследовали его потомки — жители «горы Сеир», к которой Создатель обратил такие слова:

…И скажи ей: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, гора Сеир!
и простру на тебя руку Мою, и сделаю тебя пустою и необитаемою.
Города твои превращу в развалины, и ты сама опустеешь и узнаешь, что Я Господь.
Так как у тебя вечная вражда и ты предавала сынов Израилевых в руки
мечу во время несчастья их, во время окончательной гибели… (Иез. 35, 3–5)

Ненависть и зависть, преисполнявшие сердца жителей Сеира, харак-
терны для невозрожденного человека:

…За то,— живу Я! — говорит Господь Бог,— поступлю с тобою по мере
ненависти твоей и зависти твоей, какую ты выказала из ненависти твоей
к ним, и явлю Себя им, когда буду судить тебя. (Иез. 35, 11)

Вот от этой-то «горы Сеир», т. е. из состояния вражды к Богу и лю-
дям, уверовавший призван перейти в «Кадес-Варни»: ??? ‹Кадэ?ш› озна-
чает «святой», «отделенный», а ???? ‹Барнэ?а› можно перевести как «сын
скитания». Переживший освящение осознает себя странником на пути
к небесному дому:

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели
оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
(Евр. 11, 13–14)

Место, где расположились израильтяне перед вхождением в Ханаан,
находилось «на расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива». А далее
говорится:

Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца говорил
Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них. (Втор.
1, 3)

Здесь подчеркивается, что путь, который мог быть пройден за 11
дней, «растянулся» на 40 лет из-за противления Богу. Увы, подобное происходит в жизни тех, кто, будучи руководим Всевышним, преступает
Его волю:

Не причинила ли ты себе это тем, что оставила Господа, Бога твоего,
в то время, когда Он путеводил тебя? (Иер. 2, 17)

Вот почему к каждому живущему обращены слова псалмопевца,
призывающего «ныне» (т. е. именно сейчас, в данный миг) покориться
Господу:

…О, если бы вы ныне послушались гласа Его:
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое.
Сорок лет Я был раздражаем родом сим и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих…» (Пс. 94, 7–10)

Моисей произнес свою вдохновенную речь, запечатленную в Книге
Второзакония, в первый день одиннадцатого месяца — Адара, и в тот же
день он умер (ср. Втор. 32, 48–50: «в тот же самый день» — без конкретного указания, т. е. в день произнесения речей, составивших Второзаконие). Таким образом, в последний год своей жизни он даже не имел возможности отпраздновать Пасху — ее совершили в следующем месяце, Авиве (Нисане), уже под руководством Иисуса Навина (Иис. Н. 5, 10-12).

…«Подытоживание» всего пути исхода было невозможно, пока царили
«Сигон» и «Ог», символизирующие внутренние препятствия к духовному
познанию (см. наш комментарий к Числ. 21). Только после их пораже-
ния Моисей начал заново изъяснять Закон:

По убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне,
и Ога, царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи,
За Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять Закон сей и сказал… (Втор. 1, 4–5)

Словом «изъяснять» передано ??? ‹беэ?р› — «углубляться», «проникать»,
«вникать», «исследовать». Это же слово означает «колодец». Изъяснение
Писания, постижение его сокровенного смысла агадисты уподобляли вы-
черпыванию воды из колодца.

Призыв апостола «вникать в себя и в учение» (I Тим. 4, 16) стано-
вится легче исполнимым, когда мы понимаем, что слово Божье — «коло-
дец вод живых» — находится не вне, а внутри нас. Тогда для нас «вни-
кать в себя и в учение» — это не два различных действия, а одно:

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Пусть разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям… (Прит. 5, 15–16)

Когда внутри нас перестают царствовать «Сигон» и «Ог», нам откры-
вается истинный смысл слова Божьего, и «живая вода» начинает напоять
нашу душу. «Покрывало, лежащее на сердце» и препятствующее пости-
жению Закона, снимается Духом Господним, и тогда человек прозревает
и начинает внутренне преображаться (II Кор. 3, 14–18)…

Кратко описав и запечатлев в сознании нового поколения события по-
следних сорока лет (Втор. 1, 6–46; ср. Числ. 10, 11–12; 11, 16–30 и вся глава 14), Моисей как бы обобщает опыт, приобретенный народом в пустыне, в таких словах:

…Как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына
своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место. (Втор. 1, 31)

Осмысляя свой жизненный опыт, верующий осознает, что его всегда
сопровождало милосердное водительство Господне. Моисей уподобляет это
водительство обращению отца с маленьким сыном, которого частенько во
время пути приходится брать на руки.

Подобный же образ мы находим в песни Моисея (Втор. 32), где Бог
представлен в виде орла, а израильтяне — в виде птенцов, переносимых
им на крыльях:

…Как орел бодрствует над гнездом своим, носится над птенцами
своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
Так Господь один водил его, и не было с ним чужого бога. (Втор. 32,
11–12)

Отношения между Богом и народом (или Богом и каждой душой) опи-
сываются в Библии посредством различных уподоблений: то как отноше-
ния господина и раба (Лев. 25, 55; Мал. 1, 6), то как жениха и невесты
(Песн. П. 8, 5), то как мужа и жены (Ис. 50, 1; Иер. 3, 1). Здесь же для описания этих отношений выбрана метафора отца и сына, подчеркивающая родительское попечение о нас Отца духов (Евр. 12, 9).

Идея о Боге как Отце людей развивается в Торе постепенно. Сперва
«сыном Господа» именуется весь Израиль:

И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, перве-
нец Мой… (Исх. 4, 22)

Потом уже каждый израильтянин называется «сыном Господа», хотя
смысл этого понятия детально не разъясняется:

Вы сыны Господа, Бога вашего… (Втор. 14, 1)

Наконец, в разбираемом нами месте отношение к Создателю как к Отцу
особенно подчеркивается — звучит призыв не забывать ни одного из про-
явлений Его отеческой милости…

Развитие отношений между Богом как Отцом и человеком как сыном
проходит несколько ступеней.

Первая из них — осознание человеком своей зависимости от Творца
и необходимости быть Ему благодарным:

…Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил
тебя? (Втор. 32, 6)

Вторая — принятие на себя братских обязанностей по отношению к дру-
гим детям того же Отца:

Не один ли у всех нас Отец? не один ли Бог сотворил нас? почему же
мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов на-
ших? (Мал. 2, 10)

Третья — «рождение свыше», без которого человек не может истинным
образом восстановить общение с Отцом, утраченное при грехопадении:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от
воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоан. 3, 5)

«Новое рождение», обновление жизни, переживает тот, кто восстанав-
ливает общение с Отцом в Духе:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть
чадами Божиими,
Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1, 12–13)
Четвертая ступень — «вспоминание» тех отношений с Отцом, в каких
мы находились «в юности» — прежде, чем облеклись в «кожаные одежды»
плоти (Быт. 3, 21):

Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путево-
дителем юности моей!..»? (Иер. 3, 4)

Пятая ступень — ступень истинного служения Отцу. Дух, достигший
этой ступени, отчасти уподобляется небесным сынам Божьим — ангелам,
с которыми он и призван соединиться после смерти тела. Вот почему ан-
гелы радовались и торжествовали при сотворении Земли — арены гряду-
щих духовных подвигов многих душ. Ведь сказано, что Земля создавалась

…При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии вос-
клицали от радости… (Иов. 38, 7)

По свидетельству Иисуса Христа, дух человека может стать равным
ангелу (об этом мы уже вели речь на с. 829):

…А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых…
…Равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук. 20, 35–36)

Обратим внимание на слова «сподобиться» и «достигнуть», употребля-
емые Иисусом по отношению к воскресению из мертвых. Тот же глагол
«достигнуть» используется Павлом в Флп. 3, 11 по отношению к воскресению мертвых, а в I Тим. 6, 19 — по отношению к вечной жизни. По мысли Павла, эти понятия очень близки или даже тождественны.

«Воскресения [из] мертвых» (в том смысле, какой придается этому
словосочетанию в упомянутых текстах) сподобятся не все: его надлежит
именно «достигать», прилагая к сему больши?е усилия (Флп. 3, 7–14).
Если бы речь шла о восстании усопших из могил, разве имело бы смысл
говорить о «достижении» этого посредством каких-либо усилий? Разве не
Сам Бог воскресит и призовет на суд всех мертвых, не требуя от них никаких «собственных усилий» для воскресения (ср. Ис. 26, 19; Дан. 12, 2;
Откр. 20, 12–13)? Однако для приобщения к воинству небесному, к анге-
лам, вершащим волю Отца, нам следует, еще живя на земле, уподобиться
этим «духам-служителям» — наполнить сердце «пылающим огнем» любви
Божьей. Тогда мы, покинув землю, сами станем чистыми духами — будем
воссозданы, или «сотворены», по их подобию:

Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь
пылающий. (Пс. 103, 4)

…Многие годы, проведенные согрешившим поколением в пустыне,
описаны Моисеем чрезвычайно лаконично — всего в двух стихах. Один из
них завершает главу 1:

И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы там
были. (Втор. 1, 46)
Долго, в течение 38 лет скитаний (Втор. 2, 14), Господь воспитывал
народ, стараясь привить ему основы святости: ведь, как мы уже знаем,
??? ‹Кадэ?ш› означает «освящение».

О том, насколько поддавался народ все эти годы обучению, свидетель-
ствует начало главы 2:

И обратились мы, и отправились в пустыню к Чермному морю, как го-
ворил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеир. (Втор. 2, 1)

О символическом значении Сеира как образа нечестия мы уже гово-
рили. Именно вокруг этой горы и блуждал народ столько лет в пустыне:

…Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне,
где нет путей. (Пс. 106, 40)

Те, кому было предназначено стать «князьями Божьими» среди наро-
дов (т. е. духовными наставниками — вспомним обращение хеттов к Ав-
рааму: «…ты князь Божий посреди нас…» — Быт. 23, 6), «заблудились
в пустыне»…

Но не вечно гневается Господь — приблизилось время прощения, во-
зобновления завета:

И сказал мне Господь, говоря:
Полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу… (Втор. 2, 2–3)

Святая земля расположена севернее тех мест, где странствовали изра-
ильтяне. Когда закончилось время Божьего гнева, прощенный народ дол-
жен был «обратиться лицом» (таково значение употребленного здесь гла-
гола ??? ‹пана?›) к Святой земле — Его обители. Подобно этому, каждый
находящийся вне земли обетованной должен во время молитвы повер-
нуться лицом в ее сторону (III Цар. 8, 29–48).

…Обратившись «к северу» — к Ханаану и готовясь к его завоеванию,
народ получает от Господа указание не вступать в войну с тремя наро-
дами, родственными Израилю по происхождению: идумеями, моавитя-
нами и аммонитянами (ст. 4–5, 9, 18–19). Всевышний еще издавна наде-
лил эти народы определенными землями, и претендовать на них Израилю
запрещено. Вместе с тем немалое число потомков этих народов в буду-
щем должно было обратиться к Господу (как произошло, например, с иду-
меями в конце II в. до н. э. при царе Иоханане Гиркане).

…Здесь же на отдельных примерах излагается библейская концепция
крушения царств и народов, погрязших в нечестии. На их месте поселя-
ются народы более праведные — хранящие заповеди, данные сынам Ное-
вым. Например, углубляясь в историю, Писание свидетельствует, что моавитяне в свое время вытеснили прежних жителей Заиорданья (подобным
образом и израильтянам предстояло изгнать ханаанеев):

…Прежде жили там эмимы — народ великий, многочисленный и высо-
кий, как сыны Енаковы,
И они считались между рефаимами, как сыны Енаковы; моавитяне же
называют их эмимами… (Втор. 2, 10–11)
Об этом прежнем населении сообщается, что оно было «великим, мно-
гочисленным и высоким», т. е. славилось одними лишь физическими
достоинствами. Название ???? ‹эми?м› означает «страшные», что указы-
вает на внутреннюю сущность этого народа и на отношения его с окру-
жающими племенами.

Эмимы составляли ветвь исполинов — «сынов Енаковых» (ср. Числ.
13, 23 и 34). Имя их родоначальника восходит к глаголу ??? ‹ана?к› —
«обхватывать шею» (может быть, также «душить»). Согласно некоторым
преданиям, «сынам Енаковым» была свойственна особая жестокость:
они удушали пленников, принося их таким образом в жертву своим
богам.

Название «рефаимы» (от глагола ??? ‹рафа?› — «ослабевать») говорит
о том, что зло обречено на утрату сил; впоследствии у пророков рефаимы (о них уже шла речь на с. 808–809) ассоциируются с преисподней, где несут заслуженную кару:

Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя
при входе твоем; пробудил для тебя рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. (Ис. 14, 9)

…Подобная же смена народов произошла некогда и в стране, которую
заселили идумеи:

…А на Сеире жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их, и ис-
требили их от лица своего, и поселились вместо них — так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь… (Втор. 2, 12)

Из слов «прогнали их и истребили их от лица своего» вновь следует,
что «истребление» народов Ханаана следует понимать как удаление их
«от лица» израильтян, т. е. изгнание; они «истреблялись» не физически, а «от лица» завоевателей, т. е. в том смысле, что не жили уже на прежних местах (ср. Исх. 23, 23; Втор. 7, 16).

Название «хорреи» (в современной исторической литературе — «хур-
риты») может восходить как к ?? ‹хор› — «свободный», так и к ??? ‹хор› — «нора», «пещера». Символически это народ, объявивший себя «свободным» от какой-либо моральной ответственности (т. е. от заповедей сынов Ноевых) и как бы скрывавшийся, подобно зверям, в «норах и пещерах» от Всевышнего:

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия
Его. (Ис. 2, 10)

Также и страна аммонитян была в давнем прошлом населена другим
народом:

…И она считалась землею рефаимов; прежде жили на ней рефаимы;
аммонитяне же называют их замзумимами;
Народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы. И истребил их Господь пред лицом их, и изгнали они их, и поселились на
месте их… (Втор. 2, 20–21)
Этноним ?????? ‹замзуми?м› может быть связан с глаголом ??? ‹за-
ма?м› — «замышлять», «злоумышлять» и намекает на злые умыслы, гнез-
дившиеся в сердцах представителей этого народа:

Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зу-
бами своими:
Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его. (Пс. 36, 12–13)

Последний из упомянутых здесь изгнанных («истребленных») наро-
дов — аввеи, которых сменили кафторимы (т. е. филистимляне, переселившиеся с острова Кафтор — Крита):

…И аввеев, живших в селениях до самой Газы, кафторимы, исшедшие
из Кафтора, истребили, и поселились на месте их. (Втор. 2, 23)

Этноним ???? ‹ави?м› восходит к глаголу ??? ‹ава?› — «кривить», «лу-
кавствовать», «грешить», что в особых комментариях не нуждается…

У всех перечисленных народов были отняты их уделы — и переданы
другим. То же происходит, рано или поздно, с каждым, кто умножает
зло на земле:

…Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой… (Пс.
108, 8)

Воспоминание об этих давних событиях имело целью внушить Из-
раилю, что физическое благополучие напрямую зависит от духовного со-
стояния:

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня — и будете
живы. (Ам. 5, 4)

…Вторая часть главы 2 и глава 3 до стиха 22 описывают победу над
царствами Сигона и Ога, разделение их земель, а также посвящение Ии-
суса Навина в преемники Моисея. Обо всех этих событиях уже рассказы-
валось в Книге Чисел (гл. 21, 27 и 32). Обращают на себя внимание слова, дополняющие известные нам сведения об Оге:

…Ибо только Ог, царь Васанский, оставался из рефаимов. Вот, одр его,
одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять
локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских. (Втор. 3, 11)

На основании этого стиха некоторые позднейшие комментаторы ут-
верждали, что Тора (или определенная ее часть) — позднейшего происхождения, поскольку столица аммонитян Равва была завоевана только при
Давиде (II Цар. 12, 29–30). Но ведь в приведенном стихе как раз ска-
зано, что одр исполина Ога (размером примерно 4,5 на 2 метра) «и теперь в Равве» — это могло быть написано только до завоевания города.

Что же касается размеров одра, которые израильтяне якобы не могли
точно знать до захвата ими Раввы, вспомним, что сведения, сообщаемые в Торе, вообще выходят далеко за пределы обычного кругозора (напри-
мер, описание сотворения мира или пророчества о далеком будущем)…

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.