Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
д. Литовня






Недельная глава Торы. Экев. Дмитрий Щедровицкий.

Недельная глава Торы

Ибо, если вы, охраняя, будете хранить каждую заповедь сию, которую Я заповедаю вам, чтобы исполнять её… (Дварим 11, 22)

Глагол ??? ‹шама?р› означает «хранить», «наблюдать», «соблюдать», «стеречь». Здесь две формы этого глагола соседствуют: ?????? ??? ‹шамо?р тишмеру?н› — «соблюдая, соблюдёте». Человек призван соблюдать заповеди «всем сердцем, и всей душою, и всей мощью своей» (Дварим 6, 5).

Итак, сердце (разум), душа (чувства) и мощь (сила) — это три хранителя заповедей.

Кто же поставлен над ними, чтобы «блюсти» этих «соблюдающих», «надзирать» над этими «хранителями»? — Несомненно, это высшее «Я» человека, его духовная сущность, средоточие его самосознания — «нешама?» (дух).

Именно к духу каждого из нас обращены слова: «Если, охраняя, будете хранить каждую заповедь сию…»

И будет вследствие [э?кев] того, что вы вслушаетесь в эти заповеди, и будете хранить и осуществлять их, сохранит Всевышний, Бог твой, для тебя этот завет и эту милость, как Он поклялся отцам твоим. (Дварим 7, 12)

Все благословения свыше заключены в верности Бога Своему завету (брит) с народом. А изливаются эти благословения через милость (хэ?сед), которая признает именно данных людей (личности, семьи, роды, поколения) достойными того, чтобы благословения завета на них низошли. Происходит это «э?кев» — «вследствие» того, «что вы вслушаетесь (тишмэу?н) в эти заповеди», — то есть настроите свой внутренний слух (внимание, разум, размышление, интеллектуально-эмоциональный интерес) на постижение Божьих повелений.

Все блага, предназначенные человеку и народу, как бы хранятся в «сокровищнице». А «ключ» к ней — внутреннее «вслушивание» в Слово Творца. Итак, мысль — ключ ко всем сокровищам. Обрети этот ключ и тогда — «отворит Всевышний тебе Свою сокровищницу благую — небеса…» (Дварим 28, 12).

Обращение к Отцу Небесному от всего сердца и от всей души
способно отменить даже, казалось бы, неотвратимые кары:

…И обратишься к Господу, Богу твоему… от всего сердца твоего и от
всей души твоей,—
Тогда Господь… умилосердится над тобою… (Втор. 30, 2–3)

…Благословение — излияние милости Всевышнего — распространяется
на все сферы жизни и приносит успех всякому доброму начинанию (Быт.
39, 3); каждый, кто соблюдает завет, получает обильную помощь свыше:

…И возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя… (Втор. 7, 13)

Но как совместить с этим страдания тех возлюбленных Божьих, кото-
рые провели жизнь в бедствиях и умерли тяжкой смертью? —

…Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, уми-
рали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки,
скорби, озлобления;
Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам,
по пещерам и ущельям земли. (Евр. 11, 36–38)

Ответ состоит в том, что многие вестники Господни, пророки и по-
сланники сами согласились, ради прославления имени Его, принять
поругание и смерть. Они, сильные духом, воистину возлюбили Его «всем
сердцем, и всей душой, и всеми силами» (Втор. 6, 5). Согласно древнему
агадическому комментарию, «возлюбить Господа всей душой» — это зна-
чит любить Его и тогда, когда душу твою забирают у тебя… Именно
к таким возлюбленным Божьим обращался Иисус Христос:

Говорю же вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не
могущих ничего более сделать;
Но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может
ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь. (Лук. 12, 4–5)

…Одно из условий завета — удаление от корысти. Она может про-
явиться как влечение к драгоценным предметам идолослужения:

Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или
золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость
для Господа, Бога твоего;
И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она;
отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. (Втор. 7, 25–26)

Однако «привлекательность» идолослужения кто-нибудь может усмот-
реть не в вещественных ценностях (благородных металлах), а, скажем,
в каких-либо интересных философских воззрениях, противоречащих Торе.
Предупреждение Моисея действенно и на этом уровне:

…Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Лук. 16, 15)

Если неоспоримо, что лучше отказаться от глаза или руки, чем цели-
ком попасть в геенну (Матф. 5, 29–30), то насколько же более это отно-
сится к отказу от «мерзостей» идолопоклонства!

Все, что противоречит Закону, есть ложь, а верующий ею гнушается:

Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; Закон же Твой люблю. (Пс. 118, 163)

…В начале главы 8 содержится призыв к народу «помнить весь путь»,
которым вел его Всевышний:

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне
вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что
в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет… (Втор. 8, 2)

Первое, о чем требуется помнить,— это водительство Божье, научаю-
щее человека смирению.

«Чтобы смирить тебя»… Употребленный здесь глагол ??? ‹ана?› имеет
два ряда значений: «откликаться», «отзываться», «отвечать» — и «сги-
баться», «бедствовать», «страдать», «смирять(ся)». Все страдания имеют
целью внушить нам, что мы целиком зависим от Бога, Которым «живем,
и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28). Осознав это, мы становимся
способными откликаться на Его призыв.

«Чтобы испытать тебя»… Испытания закаляют нашу волю, укрепляют
верность Господу, приводят к самопознанию.

«Узнать, что в сердце твоем»… К этому призван сам человек, посколь-
ку Богу и так известно все. Познавая свои внутренние качества, способ-
ности и возможности, мы научаемся правильному выбору.

Как видим, дорога к мудрости лежит через смирение. Таков и поря-
док действий, здесь обозначенный: «смирить» — «испытать» — «узнать» —
«хранить [заповеди]»…

…Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой
не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом
живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет чело-
век… (Втор. 8, 3)

Испытания верующего сопровождаются чудесами — свидетельствами
личного попечения о нем Создателя. Недаром со словами о смирении и голо-
де соседствует упоминание чудесной манны. В жизни каждого человека
Провидение проявляется уникальным образом, и в каждом поколении
Господь совершает нечто, чего «не знали отцы твои»…

В конце стиха указана цель земного познания: понять и почувство-
вать, что все вещественное имеет духовные истоки. Человек, достигший
достаточно высокой ступени развития, получает способность жить «вся-
ким словом, исходящим из уст Господа», т. е. иметь с Ним непрерывную
живую связь. Этому учил нас Иисус, отражая искушения злого духа
(Матф. 4, 3–4).

Помимо манны, и другие чудеса сопровождали израильтян в их стран-
ствиях:

…Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок
лет. (Втор. 8, 4)

Наши силы могут удивительным образом обновляться, если мы направ-
ляем их на служение Всевышнему. Об этом возвещает Исаия:

Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость.
Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как
орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. (Ис. 40, 29–31)

Наконец, что бы ни происходило с человеком, он должен твердо пом-
нить и понимать, что все события его жизни суть средства, избранные
Всеведущим для научения, воспитания и усовершенствования его духа:

И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек
учит сына своего. (Втор. 8, 5)

Употребленный в оригинале глагол ??? ‹йаса?р› означает «связывать»,
«обуздывать», «усмирять», «наказывать», «вразумлять», «учить». Одно
уже перечисление этих значений дает понятие о тех средствах, которыми
пользуется Всевышний для нашего научения. Он, как отец при воспита-
нии сына, прибегает к «связыванию», «обузданию», «смирению» живот-
ного начала посредством наказаний. Это длится, пока ребенок не обретет
способности к сознательному обучению:

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детст-
ва наказывает его. (Прит. 13, 25)

…Перечислив достоинства земли обетованной — плодородие (ст. 7–8)
и запасы полезных ископаемых (ст. 9),— Моисей призывает благодарить
Бога за каждое из даруемых благ:

И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога
твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. (Втор. 8, 10)

В оригинале все три глагола имеют одинаковую грамматическую
форму — «и ешь, и насыщайся, и благословляй». Вопреки утверждениям
крайних аскетов, Бог не только не воспрещает, но, напротив, предписы-
вает человеку наслаждаться земными дарами (см. Еккл. 3, 22; 5, 17–19).
Но с одним условием: чтобы он постоянно помнил об Источнике этих
даров, устремлялся к Нему душой и был благодарен. В противном же
случае материальное процветание, перестав быть подспорьем для духов-
ного развития, приводит к забвению Бога:

Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая запове-
дей Его, и законов Его, и установлений Его, которые сегодня заповедую
тебе. (Втор. 8, 11)

Забвение Господа может быть сопряжено и с гордыней, вызванной про-
цветанием народа в Ханаане:

Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома, и будешь
жить в них,
И когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много
серебра и золота, и всего у тебя будет много,—
То смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа,
Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…
(Втор. 8, 12–14)

Так что же делать израильтянам — не есть досыта, не строить домов,
не стремиться к экономическому подъему? Не об этом, конечно, идет речь.
Чтобы понять суть сказанного, сопоставим два упоминания о «еде и на-
сыщении»: одно — в ст. 10, где «насыщение» (т. е. вообще любое дости-
жение желаемого) связано с благодарением Господу; и второе — в ст. 12,
где «насыщение» благодарением не сопровождается. Отсутствие благо-
дарности как раз и приводит к надмению сердца и забвению Создателя
(ст. 14).

Перестав обращаться к Богу с благодарственной молитвой, человек
постепенно теряет с Ним связь, забывает о Нем — и становится «убеж-
денным материалистом», что немедленно отражается и на внутреннем, и на
внешнем его состоянии:

…И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки
моей приобрели мне богатство сие»… (Втор. 8, 17)

Словом «крепость» передано ??? ‹о?цем› — «сила», «суть», «самостоя-
тельность», «независимость». Материалист, отрицая Божественное воздей-
ствие как на физические, так и на исторические процессы, считает, что
они происходят «сами собой». Этот же взгляд он распространяет на соб-
ственную жизнь — вспомним знаменитый «Интернационал» Эжена Потье:

Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и не герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой!

Живя, в буквальном смысле этого выражения, «без Царя в голове»,
такой человек даже чудесную помощь свыше склонен приписывать собст-
венным силам, считать своей заслугой.

Однако настоящий источник любой силы, в том числе и той, которой
похваляется материалист,— только в Боге:

…Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приоб-
ретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клят-
вою утвердил отцам твоим. (Втор. 8, 18)

Люди, в массе своей, не способны долгое время оставаться материали-
стами. Этому противоречит сама природа человека, ибо он осознает (или
подсознательно чувствует) в себе присутствие иного, нематериального,
начала. Поэтому забвение Господа приводит в конце концов не к матери-
ализму, а к поклонению темным духам — «богам другим» (как это хоро-
шо видно на примере нашей эпохи, в которую материализм плавно сме-
няется всевозможными формами оккультизма):

Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов дру-
гих, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствую вам сего-
дня, что вы погибнете… (Втор. 8, 19)

Последовательность отступления от Господа, здесь описанная, подво-
дит к пропасти и весь народ, и отдельного человека. Какова же альтер-
натива этому? Она одна — прислушиваться к голосу свыше:

…Погибнете и вы за то, что не послушаетесь гласа Господа, Бога вашего.
(Втор. 8, 20)

И еще одно важное наставление содержится в главе 9:

…Не говори… что за праведность мою привел меня Господь овладеть
сею землею и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица
твоего… (Втор. 9, 4)

Сказанное здесь противостоит всякой религиозной и национальной
спеси, всем теориям расового и национального превосходства. Ведь челове-
ку или целому народу всегда хочется считать себя во всем правым — и про-
тивопоставлять свою праведность нечестию других.

От такого мироощущения Моисей предостерегает евреев: большинство
их еще отнюдь не достойно своей высокой миссии, не достигло настоя-
щей преданности Богу. Всевышний как бы «авансом» предоставляет им
землю обетованную, а духовных плодов, которыми они упрочат свое пра-
во на владение ею, ожидает лишь в будущем.

Впрочем, Моисей не оспаривает вопиющие факты нечестия ханаанеев,
он лишь снимает ложное противопоставление этому нечестию «праведно-
сти» израильтян:

…Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты на-
следовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изго-
няет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь
отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову… (Втор. 9, 5)

Высочайшие примеры праведности патриархов все еще являются не-
досягаемым образцом для их потомков. Последних Моисей вновь харак-
теризует как «народ жестоковыйный» (ср. Исх. 32, 9; 33, 3–5; 34, 9):

…Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе
овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. (Втор. 9, 6)

Противление Господу сопровождало весь путь народа от Египта до
Иордана (ст. 7). Перечисляя вновь события исхода, пророк подчеркивает
именно эту их сторону.

Особенно подробно останавливается он на истории с золотым тельцом,
подробно пересказывая ее новому поколению (ст. 8–21). В этом, втором,
изложении бросается в глаза одна деталь, ранее не сообщавшаяся:

И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я
молился и за Аарона в то время. (Втор. 9, 20)

Части Торы, по мере их последовательной письменной фиксации, чи-
тались народу вслух (ср. Исх. 24, 7). Если бы при жизни Аарона были
прочитаны слова о том, что Господь хотел «истребить его» за участие в исто-
рии с золотым тельцом, это могло бы нанести ущерб его священническому
достоинству. Поэтому полная истина о данном событии была обнародована
Моисеем лишь теперь.

Подробно описав историю с тельцом, Моисей кратко перечисляет другие
случаи противления Богу (ст. 22), вплоть до нежелания приступить к завое-
ванию Ханаана (ст. 23). Наконец, он обобщает все сказанное:

Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас.
(Втор. 9, 24)

Глагол ??? ‹мара?›, к которому восходит употребленное здесь слово
????? ‹мамри?м› (в Синодальном переводе — «непокорны»), означает «быть
горьким», «огорчать». Для Отца Небесного всегда огорчительны против-
ление и неблагодарность Его детей.

Это показано на примере израильтян не потому, что они якобы были
«более всех» непокорны Богу. Напротив. Поскольку все, происходившее
с ними, являлось средоточием, «квинтэссенцией» мировой истории, то и их
неблагодарность Богу отражала присущее всем народам состояние глубо-
чайшей греховности. Конечно же, Всевышний заранее знал, какой народ
наиболее пригоден для исполнения Его замысла. Если уж потомки свя-
тых патриархов проявили такое непослушание, можно лишь догадывать-
ся, как повели бы себя на их месте, скажем, египтяне или вавилоняне…
Так что гордиться и превозноситься одному народу над другим никак не
приходится:

Не таковы ли, как сыны эфиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? —
говорит Господь.— Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и филис-
тимлян — из Кафтора, и арамлян — из Кира? (Ам. 9, 7)

…Описав историю с тельцом, пророк затем вновь вспоминает о своем
ходатайстве за согрешивших:

И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок
ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши… (Втор. 9, 18)

Казалось бы, описание этого ходатайства здесь завершается. Однако
через несколько стихов мы снова читаем:

И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, в кото-
рые я молился, ибо Господь хотел погубить вас… (Втор. 9, 25)

А в главе 10, изложив ход событий вплоть до смерти Аарона (ст. 6),
Моисей опять возвращается к своему сорокадневному посту:

И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей;
и послушал меня Господь и на сей раз, и не восхотел Господь погубить
тебя… (Втор. 10, 10)

Почему об этом событии рассказано трижды? Почему лишь третье
описание завершается словами: «…и не восхотел Господь погубить тебя…»?
Во-первых, это позволяет нам понять, каких невероятных усилий стоило
Моисею ходатайство, лишь на третий раз увенчавшееся успехом. А во-
вторых, здесь содержится указание на важнейший факт внутренней жиз-
ни Моисея: он словно бы и не сходил с Синая, словно бы и не прекращал
своего ходатайства до последнего дня своей жизни. При всех дальнейших
поворотах истории он как бы пребывает на священной горе, погружен-
ный в заступническую молитву. Если бы не эта самоотверженность
пророка, трудно сказать, что стало бы с народом…

И в последний день пребывания на земле Моисей соединил в своем
сознании все прежние ходатайства в одно — непреходящее, беспрерывное:

…Вспомни рабов Твоих Авраама, Исаака и Иакова; не смотри на ожес-
точение народа сего, и на нечестие его, и на грехи его… (Втор. 9, 27)

Моисей умолял Всевышнего не принимать во внимание («не смотреть
на») три качества, присущие народу: «ожесточение», «нечестие» и «грехи».
Первое — ??? ‹кэ?ши›, т. е. «упорство», «жестокость», «неуступчивость».
Это — основная характеристика человека духовно не возрожденного, как
бы «фундамент» его жизнеустройства. Второе — ??? ‹рэ?ша›, т. е.
«злость», «беззаконность», «нечестивость» — как бы «дом» грешника (его
внутренний мир), возводимый над «фундаментом». Третье — ????
‹хата?т›, т. е. «грех». Постоянно воспроизводимые грехи — словно бы
«крыша», венчающая все здание.

Первые буквы трех названных слов составляют имя ??? ‹Ко?рах› —
Корей. В нем, возглавившем мятеж против Моисея, три перечисленные
качества нашли свое полное воплощение…

В главе 10 содержится еще одно своеобразное обобщение всего Закона:

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только,
чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил
Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души
твоей,
Чтобы соблюдал заповеди Господа и установления Его, которые сего-
дня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. (Втор. 10, 12–13)

Глаголом «требовать» переведено ??? ‹шаа?ль› — «просить». Человек
духовный (Израиль — «сущность, видящая Бога») способен отозваться на
мягкую просьбу, в то время как плотский — только на грозное приказание:

Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто
позорит его. (Прит. 14, 35)

Путь к Господу описан во Втор. 10, 12–13 как состоящий из пяти эта-
пов. Первый из них — благоговейный страх («чтобы ты боялся Господа»):

Начало мудрости — страх Господень; только глупцы презирают муд-
рость и наставление. (Прит. 1, 7)

Второй — «хождение путями» Его, т. е. исполнение Его повелений,
что невозможно без предшествующего благоговения.

Третий — любовь к Создателю («чтобы… любил Его»). Она обретается
на путях соблюдения заповедей:

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и запо-
веди Его не тяжки. (I Иоан. 5, 3)

Четвертый — служение «от всего сердца и от всей души». Но так слу-
жить может лишь тот, кто безраздельно любит Господа.

Мы видим, что каждый этап гармонично связан и с предыдущим, и с по-
следующим. Но почему завершающий, пятый, этап по смыслу совпадает
со вторым: «…чтобы соблюдал заповеди… и установления…»? Да потому,
что по-настоящему соблюдать их можно только в Духе Святом (Римл. 8,
7–9), стяжание Которого происходит на путях любви и служения.

Соблюдение заповедей на втором этапе именуется «хождением», а на
пятом — «соблюдением» (здесь употреблен глагол ??? ‹шама?р› — «стоять
на страже», «хранить»). Ходящий более волен в своих движениях, неже-
ли стражник, неотлучно стоящий на посту. Подобно этому и с людей
духовных спрашивается строже, чем с душевных…

Почему Моисей подчеркивает, что возвещает заповеди Господни
«сегодня»? Разве они были впервые изложены только в последний день
его жизни, а не сообщались народу постепенно?

Дело в том, что каждую заповедь следует соблюдать так, как если бы
она только сегодня была непосредственно возвещена тому, кто стремится
ее исполнить.

Так, например, слово ???? ‹г?а-йом› — «ныне», «сегодня», изреченное
Духом Святым через Давида в X в. до н. э., воспринимается через тыся-
чу лет Павлом как обращенное лично к нему и его современникам (ср.
Пс. 94, 7–8):

…Как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения
в пустыне… (Евр. 3, 7–8)

…Особое избрание обязывает проявлять и особую преданность Творцу,
всегда помнить о Его милости:

Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
Но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас,
семя их после них, из всех народов, как ныне видишь. (Втор. 10, 14–15)

Выражение «небеса небес» указывает на бесконечность вселенной и на
«многослойность» духовных миров. Так, Павел упоминает о «третьем
небе», а также о «рае», расположенном, судя по контексту, еще выше
(II Кор. 12, 2–4). Над каждыми «небесами» есть свои «небеса». И все
они, в совокупности, находятся «у Господа», не вмещая Его. О беспре-
дельности Всевышнего говорил царь Соломон при освящении иерусалим-
ского Храма:

Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небеса небес не вмещают
Тебя, тем менее сей Храм, который я построил. (III Цар. 8, 27)

Те же, кого Господь, при столь необъятном величии Своем, возлюбил
и избрал, тем более обязаны отвечать Ему любовью, очищая перед Ним
свои сердца:

Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь
жестоковыйны… (Втор. 10, 16)

Оказывается, жестоковыйность — это не врожденная черта или неис-
коренимое свойство характера, но следствие грехов, могущее быть ис-
правлено самим человеком. Иначе Бог и не требовал бы от нас исправ-
ления: ведь Он не предписывает невыполнимого!

Но как совместить предъявляемое человеку требование «обрезать серд-
це свое» (см. также Иер. 4, 4) с обетованием, согласно которому это со-
вершит Сам Бог? —

…И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего,
чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца… (Втор. 30, 6)

Ответ может быть только один. Если человек начнет очищать свое
сердце, Господь Сам завершит это очищение. Всевышний приходит на
помощь к тому, кто прилагает все силы к исполнению Его воли:

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник
Исаака, сына своего?
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла
совершенства? (Иак. 2, 21–22)

Какие же дела должен совершать стремящийся к очищению («обреза-
нию») сердца? Их и перечисляет далее Моисей. Они состоят в подража-
нии благим делам Самого Господа, насколько это возможно:

…Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог вели-
кий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб
и одежду.
Люби?те и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египет-
ской. (Втор. 10, 17–19)

Дела любви по отношению к тем, кто в них более всего нуждается,
привлекают любовь Божью к нам самим. Ибо таков закон духовного
мира: подобное соединяется с подобным.—

Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот
и сам напоен будет. (Прит. 11, 25)

…Начало главы 11 вновь подтверждает, что учение о переселении
душ — неотъемлемая часть библейской традиции. Обращаясь к новому
поколению, Моисей говорит:

И вспомните ныне,— ибо я говорю не с сынами вашими, которые не
знают и не видели наказания Господа, Бога вашего, Его величие, Его креп-
кую руку и высокую мышцу его,
Знамения Его и дела Его, которые Он сделал среди Египта с фараоном,
царем Египетским, и со всею землею его… (Втор. 11, 2–3)

Такие слова могут относиться только к тем, кто сам вышел из Египта
и наблюдал казни и чудеса, перечисляемые далее:

…И что Он сделал с войском Египетским, с конями его и колесницами
его, которых Он потопил в водах Чермного моря, когда они гнались за
вами,— и погубил их Господь даже до сего дня… (Втор. 11, 4)

В данное перечисление пророк включает также события, происходив-
шие в пустыне (причем подчеркнуто, что совершены они были «для вас» —
ст. 5). Особо выделяется поглощение землей Дафана и Авирона. Зрителя-
ми этого страшного наказания, оказывается, были именно те, к кому
Моисей в данный момент и обращается:

…Ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал.
(Втор. 11, 7)

Сказанное можно объяснить лишь исходя из того, что души умерших
в пустыне вновь воплотились в следующем поколении.

Своей прощальной речью Моисей пробуждает в этих душах память
о событиях их предыдущей жизни, обычно глубоко спрятанную от наше-
го «плотского ума» (т. е. обыденного сознания)…

Итак, соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедую вам сегодня,
дабы вы укрепились, и пошли, и овладели землею, в которую вы перехо-
дите, чтоб овладеть ею… (Втор. 11, 8)

Те же самые «вы», которые вышли из Египта и в прежней жизни
оказались недостойны войти в Ханаан, теперь должны укрепиться в вере
и овладеть той землей, которая имеет преимущество в сравнении с Египтом:

Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как
земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поли-
вал ее при помощи ног твоих, как масличный сад… (Втор. 11, 10)

Словами «масличный сад» переведен оборот ?? ???? ‹ган г?а-йара?к› —
буквально «огороженное место зелени», «огород». Именно огороды Егип-
та орошались описанным способом. С этим были хорошо знакомы рабы-
евреи, которых использовали на «работе полевой» (Исх. 1, 14), т. е. на
различных земледельческих работах, но никак не представители поколе-
ния, выросшего в пустыне. Тот факт, что о подробностях этих «полевых
работ» пророк напоминает своим слушателям, еще раз показывает, что он
видит в них тех самых людей, которые были порабощены в Египте.

…Как известно, Египет орошался разливами Нила. Разветвленная оро-
сительная система уже в глубокой древности позволяла посредством боль-
ших и малых каналов доставлять воду к каждому хозяйству, а непо-
средственное орошение производилось с помощью ног: ими открывали и за-
крывали ирригационные механизмы. Орошаемая «снизу» и «при помощи
ног» земля Египта символизирует беспросветно-плотскую жизнь, как
и вообще Египет в Писании — образ приземленности, греха и духовной
смерти (ср. Откр. 11, 8). Благоденствие этой земли выглядит в глазах ее
жителей зависящим только от их собственных усилий.

В Ханаане же зависимость земледелия от Господа явлена непосред-
ственно: влага посылается с неба.—

…Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с го-
рами и долинами, и от дождя небесного напояется водою —
Земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего,
непрестанно на ней, от начала года и до конца года. (Втор. 11, 11–12)

В отличие от Египта, Святая земля — не равнина: здесь горы и холмы
перемежаются долинами. При таком рельефе река не могла бы орошать
Ханаан «снизу». Поэтому воды нисходят «свыше».

Таким образом, Моисей показывает различие замыслов Божьих отно-
сительно разных стран, в которых Он создал несхожие географические
условия. Климат, рельеф, орошение страны часто выявляют Божий про-
мысел о будущности ее народа.

Здесь можно увидеть и аналогию с двумя мировоззрениями — плот-
ским и духовным. Духовный человек осознаeт, что всякое благо нисходит
свыше, подобно дождю небесному, без которого собственные усилия земле-
дельца остались бы тщетными:

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходят свыше, от
Отца светов… (Иак. 1, 17)

Сами климатические условия Святой земли должны способствовать
постоянному упованию ее жителей на Бога…

Выражение «от начала года и до конца года» также имеет не только
буквальный, но и иносказательный смысл. Земля обетованная — центр
и средоточие всемирной истории («вершина земли» — Иез. 38, 12), и то,
что на ней происходит, есть результат непосредственного воздействия
Провидения на историю. Поскольку же всемирная история подобна годо-
вому кругу с его праздниками (см. наш комментарий к Лев. 23 в лекц. 4),
то под «началом года» можно разуметь сотворение человека, а под «кон-
цом года» — Страшный суд.

Именно с «концом года» — жатвой — ассоциируется «кончина века»
в проповеди Иисуса:

…Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы. (Матф. 13, 39)

Моисей описывает зависимость плодородия Ханаана от послушания
Всевышнему:

Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сего-
дня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего
и от всей души вашей,
То дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты со-
берешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой… (Втор. 11, 13–14)

Здесь упомянуты три основных земледельческих продукта, вырабаты-
ваемых в Святой земле: ??? ‹дага?н› — «хлеб», ???? ‹тиро?ш› — «вино-
градный сок», «молодое вино» и ???? ‹йицг?а?р› — «оливковое масло».
В духовном смысле они означают «вкушение» слова Божьего («хлеб»),
радость Его откровений («вино») и благодать Святого Духа («елей»:
ср. Матф. 4, 4; Песн. П. 1, 3; 2, 4–5; I Иоан. 2, 27). Первые буквы этих
слов составляют слово ??? ‹дати?› — «законный»: ведь только верные ис-
тинному закону — Торе — «вкушают» духовные плоды Святой земли…

Особое значение имеют «ранний» и «поздний» дожди: от них зависит
весь урожай.

Ранний дождь в Палестине выпадает осенью и называется ???? ‹йорэ?›,
от глагола ??? ‹йара?› — «окроплять», а также «указывать», «наставлять»,
«учить». Он символизирует «раннее» излияние Духа Святого на учени-
ков Иисуса Христа: Дух должен был «наставить их на всякую истину»,
они же, в свою очередь,— учить народы Богопознанию (Матф. 28, 19–20;
Иоан. 16, 13; Деян. 2, 1–18).

Поздний дождь выпадает весной, перед жатвой (снова вспомним о сим-
волике жатвы как «кончины века»!). Он именуется ????? ‹малько?ш›, от
??? ‹лака?ш› — «добирать», «подбирать», и означает излияние Святого
Духа в конце времен на весь Израиль, вновь собранный из народов в Свя-
тую землю (в Иер. 16, 14–15 этот последний исход соотнесен с исходом
из Египта):

И узнают, что Я — Господь, Бог их, когда, рассеяв их между народами,
опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них;
И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью Дух
Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог. (Иез. 39, 28–29)

Поздний дождь сравнивается в Писании с долгожданной речью муд-
рого и справедливого властителя:

После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.
Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои.
Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не по-
мрачали. (Иов. 29, 22–24)

Подобно этому, откровение светлого лика Господня будет сопровож-
даться излиянием «позднего дождя» в последние времена:

Господи, Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лицо Твое — и спасемся!
(Пс. 79, 20)

Сказанное сбудется после того, как весь Израиль будет собран в Свя-
той земле и с него снимется поношение, которому он подвергался среди
народов (Ис. 25, 8; 61, 7):

И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь, Бог ваш, и нет дру-
гого, и Мой народ не посрамится вовеки.
И будет после того: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться
сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоил. 2, 27–28)

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha