Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Ки Таво. Дмитрий Щедровицкий.

Недельная глава Торы

И возьми от начатка [мэ-рэшит] всякого плода этой земли… (Дварим 26, 2)

Здесь говорится о приношении в Храм Божий «начатков» урожая. Но ‹рэшит› означает «начало» вообще — то «начало», от которого воссуществовало бытие: ‹берешит› — «в начале». В этом «начале», которое есть пребывание всего бытия в замысле Всевышнего, берёт исток и вселенная, и душа каждого из нас. Возможности «черпать», «брать» из этого «начала» («возьми от начала») учит рассматриваемый стих. Возносясь волей, мыслью и чувством к этому «началу» всего в Божественном замысле, человек получает способность приносить духовные плоды — «все плоды земные».

Повеление Дварим 26, 2 относится к «первинкам» урожая, которые предписано доставлять в Храм, воздавая Всевышнему хвалу и воспоминая все милости, оказанные Им народу Израиля на протяжении всей истории, а также и лично человеку, приносящему «первинки».
«Вэ-лакахта? мэ-рэши?т коль-при? г?а-адама?…» — можно понять и так: «И бери от «первоначала» (рэши?т) всякий плод этой земли…»
Всё, что наблюдает, переживает и мыслит человек в вещественном мире, называемом «адама?» — «земля», он должен, на духовном уровне, как бы получать (брать) от «рэшит», т. е. возводить к «первоначалу» — к Божественному замыслу, осуществляющемуся через творение. Именно об этом «рэши?т» как Божественной мысли говорится в начале Торы: «Бэ-рэши?т бара? Элоки?м» — «в начале сотворил Бог».
Уже царь Давид объяснил, что это «начало» есть мудрость Всевышнего: «Рэши?т — хохма?…», т. е. «начало — это мудрость…» (Тег?иллим 111, 10).
Только всегда помня и постоянно ощущая связь «всякого плода земного», т. е. всего сотворённого, с «рэши?т» — изначальным замыслом Создателя, мы можем, как сказано в этой же главе, исполнять Заповеди «во всём сердце и во всей душе» (или «всем (бэ-хо?ль) сердцем и всей душой») — Дварим 26, 16.
Потому что именно в этом состоянии — памяти о Боге и ощущения Его присутствия — наше сердце (мысли) и душа (чувства) направлены к Нему и связаны с Ним. А в этом —цель и смысл всех Заповедей.

Глава 26 открывается заповедью о благодарности за урожай. По-
скольку же «урожай» бывает не только в области земледелия, благодаре-
ние Богу должен воздавать всякий, кто видит благие результаты своих
деяний. Обретая искомое, человек обязан вспомнить, Кому он этим обя-
зан, Чья помощь привела его к успеху.
Хвала Создателю воздается публично, в Святилище, в присутствии
священника:
…Возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь от земли
твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на
то место, которое Господь, Бог твой, изберет, чтобы пребывало там имя Его;
И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: сегодня
исповедую пред Господом, Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую
Господь клялся отцам нашим дать нам. (Втор. 26, 2–3)

Свидетельствуя о любви Всевышнего, верующий вспоминает и вновь
переживает прошлое, начиная со времен праотцев,— и от скорби пере-
ходит к ликованию (ст. 5–10):
…И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой, дал тебе и дому
твоему,— ты, и левит, и пришелец, который будет у тебя. (Втор. 26, 11)

Отделение для бедных первинок урожая и десятин есть выражение
благодарности Богу и солидарности с братьями, терпящими нужду:
…Тогда скажи пред Господом, Богом твоим: я отобрал от дома моего
святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повеле-
ниям Твоим, которые Ты заповедал мне; я не преступил заповедей Твоих
и не забыл… (Втор. 26, 13)

Даже самые тяжелые обстоятельства не заставят верующего потратить
на себя то, что предназначено неимущим. Отдавая десятину, израильтя-
нин произносит:
…Я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал
из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа, Бога моего, исполнил
все, что Ты заповедал мне… (Втор. 26, 14)

Никакая «печаль», включая и недостаток пищи, не может служить
оправданием для «поедания» десятины. Использование части десятины
в свою пользу именуется «нечистотой», а передача ее не по назначению
сравнивается с «отдаванием мертвому», в то время как в ней нуждаются
живые…
Только праведно пользуясь даруемыми свыше благами, можно и далее
надеяться на благословение:
…Призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой,
Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим
дать нам землю, в которой текут молоко и мед. (Втор. 26, 15)

Этой молитвой о благословении Святой земли и тех, кто праведно
живет на ней, завершаются заповеди Торы.
Далее излагаются уже не заповеди, но обетования и пророчества — бла-
гословения, уготованные верным, и проклятия, ожидающие отступников…
В заключение Моисей напоминает о завете как едином целом:
В день сей Господь, Бог твой, завещает тебе исполнять установления
сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей
души твоей. (Втор. 26, 16)

Завет основан на соблюдении условий, принятых на себя каждой из
сторон. Сначала перечисляются обязанности Израиля:
Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом и что ты будешь
ходить путями Его и хранить установления Его, и заповеди Его, и законы
Его, и слушаться гласа Его… (Втор. 26, 17)

Если Израиль сохранит верность завету, то миссия его среди народов
мира будет успешной:
…И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его наро-
дом… если ты будешь хранить все заповеди Его…
И… что ты будешь святым народом… (Втор. 26, 18–19)

Это великое обетование проходит сквозь все книги Писания, побуждая
стремящихся к Богу очищать пред Ним свои сердца:
…Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
(Откр. 22, 11)

Мы видели, что изъяснение заповедей (Втор. 1, 5) было завершено
Моисеем на высокой ноте — благодарением Создателю за грядущее изоби-
лие Святой земли.
Готовя народ к переходу через Иордан, пророк заботится о том, чтобы
заповеди постоянно находились «перед глазами» каждого:
И когда перейдете за Иордан… поставь себе большие камни и обмажь их
известью;
И напиши на камнях сих все слова Закона сего, когда перейдешь Иор-
дан, чтобы вступить в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе…
(Втор. 27, 2–3)

Пребывание в земле обетованной символически означает жизнь веч-
ную. А бессмертие обретается на путях исполнения воли Божьей — «всех
слов Закона». Не этому ли учил Иисус обратившегося к нему юношу? —
И вот некто… сказал ему: учитель благий! что сделать мне доброго,
чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: …если… хочешь войти в жизнь вечную, соблюди запо-
веди. (Матф. 19, 16–17)

…Итак, народу было велено написать на камнях слова Закона. Какие
же именно? Согласно некоторым толкователям, имелась в виду «сердцеви-
на» Закона — призыв «Слушай, Израиль…» (Втор. 6, 4–9), содержащий
догмат Единобожия, и Десять Заповедей. Камни предписано было уста-
новить на горе рядом с каменным жертвенником (ст. 4–7; ср. Исх.
20, 25). Следовательно, здесь же располагалась и Скиния, поскольку
жертвы приносятся только в пределах Святилища (Втор. 12, 5–14).
Первоначально Скиния находилась в Сихеме, близ гор Гаризим и Гевал
(ст. 4, 12–13). Именно там обновил завет с Господом Иисус Навин (ибо
верность завету есть условие обладания страной Израилевой):
Тогда Иисус устроил жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе
Гевал,
Как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем напи-
сано в книге Закона Моисеева,— жертвенник из камней цельных, на кото-
рые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу, и совер-
шили жертвы мирные.
И написал Иисус там на камнях список с Закона Моисеева, который
он написал пред сынами Израилевыми. (Иис. Н. 8, 30–32)

Там же, в Сихеме, при Скинии, Иисус произнес свои предсмертные
наставления народу (Иис. Н. 24, 1 и 25).
При обновлении завета представители шести колен должны были сто-
ять на зеленой, благодатной горе Гаризим, дабы повторять благословения,
а представители остальных шести — на скалистой, мрачной горе Гевал,
чтобы возглашать проклятия (ст. 11–13).
Левиты громко перечисляли самые страшные грехи, навлекающие
проклятия. Это преступления, совершаемые тайно (поскольку явные кара-
ются судьями по законам Торы, в результате чего последствия грехов
устраняются или смягчаются). В число скрытых беззаконий входят: идоло-
поклонство (ст. 15), поношение родителей (ст. 16), пренебрежение правами
ближнего («нарушение межи» — ст. 17), издевательство над немощным
(«сбивание слепого с пути» — ст. 18), неправедный суд (ст. 19), запретные
половые отношения (ст. 20–23), тайное убийство (ст. 24–25) и, наконец,
отречение от Торы (ст. 26).
На каждое грозное предупреждение, возглашаемое левитами, народ
отвечал: «Аминь» (??? ‹амэ?н› — «истинно»).
…Глава 28 содержит наиболее полный перечень благословений и про-
клятий. Он помещен в конце Торы, резюмируя обетования и угрозы, выска-
занные прежде. Эти благословения и проклятия охватывают все сферы
жизни — духовную и физическую, семейную и социальную, хозяйствен-
ную и военную, государственную и личную.
Моисей начинает с благословений, поскольку именно их желает дать
Всевышний, указуя путь праведности:
Если ты… будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, тщательно ис-
полнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог
твой, поставит тебя выше всех народов земли… (Втор. 28, 1)

«Выше» — в оригинале ????? ‹эль’йо?н›, что означает «возвышенный»
(то же — во Втор. 26, 19). Смысл обетования не в том, что Израиль якобы
призван получить политическое или экономическое преобладание над
другими народами, не изменившись духовно и не усовершенствовавшись
нравственно. Такое понимание ложно, оно обессмысливает самую суть
замысла, согласно которому Израиль должен стать моральным примером,
религиозным образцом для всех народов, «народом-священником» (Исх.
19, 6; I Петр. 2, 9). Кроме того, такое толкование не вытекает из смысла
оригинала. Израиль призван быть народом «возвышенным», т. е. наибо-
лее духовным, наиболее устремленным ко Всевышнему, в чем остальные
народы должны ему подражать.
В конечном же итоге, в «последние дни», все народы Земли соединят-
ся в прославлении Господа, и тогда человечеству будет возвращен
первоначальный священный язык — язык еврейский, на котором говорили Адам
и Ной, всеобщие предки (см. с. 57, 81 и 118–119):
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Госпо-
да и служили Ему единодушно. (Соф. 3, 9)

…Перечисляя благословения, Моисей указывает, на какие области жиз-
ни они распространятся. Глагол ??? ‹бера?х›, «благословлять», и его произ-
водные семикратно употреблены в ст. 2–8, что говорит о полноте благодати:
…И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если
будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего.
Благословен ты в городе и благословен на поле. (Втор. 28, 2–3)

В буквальном смысле здесь сказано о всестороннем процветании об-
щества — как в жизни городской (в культуре, индустрии, торговле), так
и сельской (в земледелии и животноводстве).
В символическом же смысле «город» (в древности — поселение, огоро-
женное стеной) — наш внутренний мир, благословение которого состоит
в радости общения с Богом, в любви и уповании. А «поле» — наша внеш-
няя, «наружная» жизнь, на все обстоятельства которой также распро-
странится благословение.
Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего,
и плод твоих волов, и плод овец твоих.
Благословенны житницы твои и кладовые твои. (Втор. 28, 4–5)

Умножение народа, а также всех благ, ему принадлежащих («напол-
нение житниц и кладовых»),— все это обретается на путях искания Цар-
ства Божьего. Признак же верноподданных любого царства — соблюдение
царского закона (Матф. 6, 33; Иак. 2, 8).
Однако слова «благословен плод чрева твоего» имеют отношение не
только к численности потомства. Благословение распространяется на все
сферы жизни ребенка («плода чрева») — от здоровья физического до пре-
успеяния духовного. Эти же слова, произнесенные Елисаветой, стали
пророчеством о высшем духовном призвании младенца, который должен
был родиться у Марии:
…И Елисавета исполнилась Святого Духа,
И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между
женами, и благословен плод чрева твоего! (Лук. 1, 41–42)

Но чтобы «плод чрева» был благословен, само «чрево» (т. е. внутрен-
ность — др.-евр. ??? ‹ке?рев›, родственно русскому «чрево») исполняется
Духом:
Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут
реки воды живой.
Сие сказал он о Духе, Которого должны были принять верующие в него…
(Иоан. 7, 38–39)

…Следующее благословение относится к началу и исходу всякого дела,
предпринимаемого человеком или народом:
Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем.
(Втор. 28, 6)

Относится оно также и к исходу души из тела в смертный час, и к благо-
получному достижению ею горнего мира:
Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
Вот врата Господа; праведные войдут в них. (Пс. 117, 19–20)

Особое благословение дается для одоления недругов, чьи замыслы Гос-
подь расстраивает и чье единение разрушает:
Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним
путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. (Втор.
28, 7)

Одно из удивительных и буквальных исполнений этого пророчества —
одоление в 1948 г. Израилем семи арабских армий, которые вознамери-
лись «сбросить в море» вновь возникшее еврейское государство. Сово-
купно эти армии несравнимо превосходили израильскую как численно-
стью, так и вооружением. На помощь палестинским арабам послали свои
войска семь стран: Египет, Сирия, Иордания, Ливан, Ирак, Саудовская
Аравия и Йемен. Выступив против израильтян совместно («одним путем»),
арабские воины побежали затем каждый в свою сторону — «семью путя-
ми», и война завершилась блистательной победой Израиля.
Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле
рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает
тебе. (Втор. 28, 8)

В предшествующих стихах говорилось, что благословения «постигнут»
Израиля (ст. 2 — др.-евр. глагол ??? ‹наса?г›, означающий «досягать»,
«доставать»; в Синодальном переводе — «исполнятся»), т. е. будут осуще-
ствляться спорадически, время от времени. Здесь же о благословении
сказано, что Господь «повелит ему [быть постоянно] с тобою» — ??? ???
‹йеца?в итха?› (в Синодальном переводе — «пошлет тебе»). Это — более
высокая форма благословения. Посещая человека благодатью по време-
нам, Господь испытывает его и, найдя достойным, дарует Свое постоянно
осеняющее присутствие…
Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если
ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить
путями Его;
И увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоят-
ся тебя. (Втор. 28, 9–10)

Однако разве Израиль не был уже ранее объявлен святым народом
(ср. Втор. 7, 6; 14, 2 и 21)? Почему же здесь сказано, что это качество он
обретет лишь в будущем? Дело в том, что обетования сбываются лишь
при условии верности завету. Что же касается святости (т. е. посвящен-
ности Господу), то она требует постоянных духовных усилий, при недо-
статке или отсутствии которых святость убывает или исчезает совсем.
Ведь сколько раз (Исх. 22, 31; Лев. 11, 44–45; 19, 2; 20, 7 и 26; Числ.
15, 40 и др.) повторяется призыв к «святому народу» освящаться еще! —
…Праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.
(Откр. 22, 11)

Что же означают слова: «…имя Господа нарицается на тебе…»? Непроиз-
носимое имя — Тетраграмматон — нарицается на том народе, само суще-
ствование которого неразрывно связано с этим именем. Название «царско-
го» колена в Израиле — ????? ‹Йег?уда?›, Иуда,— содержит все четыре буквы
святого имени Божьего. Рядом стоят имена Господа и Израиля и в «дог-
мате веры»:
Слушай, Израиль: Господь… (Втор. 6, 4)

Но присутствие Господа бывает порой «заслонено», а то и полностью
сокрыто грехами и отступлениями народа:
А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создав-
шего тебя.
Господь увидел — и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей
Своих… (Втор. 32, 18–19)

Однако имя Господа «написано на челе» (т. е. в мыслях) у каждого
верного завету, у того, кто «взошел на гору Сион» — совершил великое
восхождение, последовав за Мессией:
И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четы-
ре тысячи, у которых имя Отца его написано на челах. (Откр. 14, 1)

Каждый человек, верный завету, в чем-то подобен первосвященнику,
чело которого украшала надпись: «Святыня Господня» (Исх. 28, 36–38).
Для того чтобы «нарицаемое на Израиле» святое имя стало очевидным
образом проявляться во всех исторических событиях, требуется покаяние
«детей-отступников», их возвращение к Отцу (Иер. 3, 14). Тогда-то обе-
щанные благословения начнут сверхъестественно осуществляться над Из-
раилем, и это «увидят все народы земли»…
А каков же смысл слов: «…и убоятся тебя»? Убоятся — узрев «нари-
цаемое на Израиле» имя Господне. Следовательно, убоятся не Израиля
как такового, а Господа, осеняющего его.
И тогда народы уже не дерзнут причинять зло не только евреям, но
и друг другу. Наступит миг покаяния всего человечества — радость, ни
с чем не сравнимая:
И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это
Его дело.
А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалят-
ся все правые сердцем. (Пс. 63, 10–11)

Наступит торжество правды и праведников на всей земле! И это отра-
зится на природе — в ней восстановятся первозданные великолепие и изо-
билие:
И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер
возбудишь к славе Твоей.
Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее:
поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее… (Пс.
64, 9–10)

Возвращение Израилю благословений будет способствовать обращению
к Богу всех народов — вплоть до обитающих у «пределов земли»:
Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. (Пс. 66, 8)

Этот всеобщий благоговейный страх станет преддверием суда Всевыш-
него, спасения Им всех угнетенных и удаления всякой злобы, даже «остат-
ков гнева»:
С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укро-
тишь. (Пс. 75, 9–11)

Время, когда все племена «убоятся имени Господня», будет предшест-
вовать воскресению мертвых («разрешению сынов смерти») и слиянию
всех людей в единое братство для служения Творцу:
И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей…
‹…›
Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти…
‹…›
…Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
(Пс. 101, 16–23)

Вот сколь глубок и обширен смысл выражения: «…и убоятся тебя»!
…Дальнейшие благословения обещают невиданное изобилие даров не-
бесных и земных (ст. 11–12). Небо «откроется» народу Божию, т. е. духов-
ный мир станет доступен его пророческому взору, поскольку все в нем
станут пророками (ср. Числ. 11, 29; Иез. 39, 28–29; Иоил. 2, 27–29):
Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно дава-
ло дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук
твоих; и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать
взаймы. (Втор. 28, 12)

Кроме буквального смысла, здесь содержится и более глубокий: осе-
ненные Духом Всевышнего, израильтяне будут «давать взаймы народам»,
т. е. наделять их духовными богатствами; сами же «не будут брать
взаймы», т. е. не станут заимствовать ничего из язычества.
Приведенное обетование имеет еще одно значение. Глагол ‹лава›
означает не только «брать взаймы», «быть обязанным», но и «прилеп-
ляться», «присоединяться», «привязываться», что позволяет перевести
заключительную часть стиха так: «…и будешь присоединять многие наро-
ды, а сам не присоединишься [к ним]». А это значит, что верные завету
получат силу «присоединять к Господу», т. е. вводить в завет, целые
народы…
Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте,
а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога тво-
его, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять… (Втор. 28, 13)

Святой народ призван быть «главою», т. е. вместилищем знаний о Боге,
«мудрым и разумным» (Втор. 4, 6), а не «хвостом», плетущимся позади
народов мира, во всем им подражая. Он призван пребывать «на высоте»
духовного совершенства, в общении со своим Царем и духами правед-
ников (Евр. 12, 23), и ему воспрещено находиться «внизу», в состоянии
духовного упадка, на полуживотном уровне, в преддверии преисподней:
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
(Прит. 15, 24)

«Путь жизни мудрого», ведущий вверх — «на гору Господню» (Пс. 14,
1–2), состоит в соблюдении заповедей. А для этого надо хранить сердце
неоскверненным. Как вода остается чистой только в чистом сосуде, так
и слово Божье — лишь в чистом сердце (иначе оно будет оттуда «похище-
но» — Матф. 13, 19).
«Путь жизни» — в том, чтобы исполнять заповеди мыслью, словом
и деянием, способствуя тем самым единению вещественного мира с его
духовной основой — Богом. Этим праведник осуществляет «вознесение»,
«возвышение» творения к его Творцу.
…И не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни напра-
во, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им. (Втор. 28, 14)

Не только «уклонение налево», т. е. в сторону явного нечестия, но
и «уклонение направо», т. е. в сторону «самоправедности», когда человек
желает в гордыне своей стать «более праведным», чем от него требует Соз-
датель,— может привести к идолопоклонству. Ибо в числе «иных богов»
могут оказаться и собственное честолюбие, и человеческие авторитеты,
и ложный идеал аскетизма…
Этим предупреждением — «не уклоняться ни направо, ни налево» от
гласа Господня, указующего путь,— завершается перечень благословений.
Вот почему следующая часть главы начинается словами о «непослушании
гласу Его» — о том непослушании, в котором причина всех несчастий чело-
вечества, от Адама и до сего дня (Быт. 3, 9–11):
Если же не будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и не будешь
стараться исполнять все заповеди Его и установления Его, которые я запо-
ведую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
(Втор. 28, 15)

Слово ‹кэлала›, «проклятие», восходит к корню ‹килель› —
«уничижать» (родственно русскому «клясть»). Проклинание как уничи-
жение противоположно почитанию, уважению — ‹кавод›. Тех, кто
не чтит Бога, Он проклинает, т. е. предает «унижению», выражающе-
муся в недостатке духовных, а зачастую и физических, благ. Не случайно
несколькими стихами ниже говорится, что проклятие навлекается осквер-
нением высокопочитаемого ( ‹нихбад› — от того же корня, что и «ка-
вод»; в Синодальном переводе — «славного») имени Господа:
Если не будешь… бояться сего славного и страшного имени Господа,
Бога твоего… (Втор. 28, 58)

При описании проклятий встречается и другой глагол — ‹ара›,
или ‹арар›, означающий не только «проклинать», но и «срывать»,
«долбить», «протыкать», «жечь» (см. с. 850). Из этих значений видно, что
проклятие лишает защиты, покрова («срывает» их), нарушает целост-
ность внутренней и внешней жизни (как бы «продалбливает», «проты-
кает насквозь», нанося страшные раны), а также отнимает мир и покой
(постоянно «жжет»).
Страдательное причастие ???? ‹ару?р›, «проклят», наделено всеми пере-
численными значениями. Стихи 16–19, содержащие слово «проклят»,
как бы «с обратным знаком» повторяют сказанное в стихах 3–6.
Проклятие, как и благословение, распространяется и на внутреннюю,
и на внешнюю жизнь человека, лишая его усилия всякого «плода» (ст. 18).
Соответственно, у народа проклятие отнимает возможность успешной дея-
тельности «в городе и на поле», уменьшает его численность, отнимает
нажитое путем долгих трудов, опустошает его «житницы и кладовые»
(ст. 17). Всякое начинание, равно и исход каждого дела («вход и выход»),
поражаются неудачей и оборачиваются несчастьем (ст. 19):
Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком
деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреб-
лен,— и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил
Меня. (Втор. 28, 20)

Далее перечисляются различные болезни и природные катаклизмы
(ст. 21–22), после череды которых наступает полный разлад животворной
связи неба и земли:
И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля
под тобою — железом;
Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать,
падать на тебя, доколе не будешь истреблен. (Втор. 28, 23–24)

За бедствиями экологическими и экономическими следуют военно-поли-
тические. Прямо сказано, что проигранные врагу битвы доведут израиль-
тян до рассеяния «по всем царствам земли»:
Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем высту-
пишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по
всем царствам земли. (Втор. 28, 25)

Часто ли проигранные войны приводят народы к утрате отечества и,
тем более, к рассеянию «по всем царствам»? Однако здесь предсказан
именно такой исход!
Итоги войны против Рима в I в. и последующего восстания Бар-Кохбы
во II в. для населения маленькой Иудеи были катастрофическими. В каж-
дой из этих войн погибло, по оценкам историков, более миллиона жите-
лей. В те времена после подобных поражений было бы трудно оправиться
даже великой державе. Страна была буквально усеяна трупами, которые
некому было хоронить. Это тоже предсказано:
И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет
отгоняющего их. (Втор. 28, 26)

Далее следует перечисление тяжких и неизлечимых болезней (ст. 27),
завершаемое такими словами:
…Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
(Втор. 28, 28)

Исполнилось ли это пророчество? Еще в первой половине XX века
процент страдающих психическими, глазными и сердечными болезнями
у восточноевропейских евреев (относительно которых были собраны ста-
тистические данные) был в несколько раз выше, чем у окружающих наро-
дов. Внешне это можно объяснить условиями жизни: скученностью еврей-
ского населения в городах и местечках, борьбой за выживание в условиях
притеснений и преследований и т. п. Поразительно, однако, что именно
такого рода наказания были предсказаны Моисеем почти 3200 лет назад.
Следует подчеркнуть, что в момент исхода из Египта среди народа, по
милости Божьей, больных не было вообще:
И вывел израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их боля-
щего. (Пс. 104, 37)

Болезни (например, проказа — Числ. 5, 2) стали распространяться
лишь после отступлений от Господа.
В случае нарушения завета Моисей предрекает «тотальную» неустро-
енность и бесприютность народа, страдающего от притеснителей:
И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит
впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и оби-
жать тебя всякий день, и никто не защитит тебя. (Втор. 28, 29)

Пожалуй, нельзя подобрать более точные слова для описания средне-
вековой (а в ряде стран — и позднейшей) жизни евреев в рассеянии, когда
мало кто из обладавших властью пропускал случай, «тесня и обижая»,
доказать свое превосходство или извлечь выгоду, пользуясь бесправным
положением еврейского меньшинства. Трудно представить, что слова эти
написаны не по следам событий, а за двенадцать веков до нашей эры!
Но что означает выражение: «…будешь ощупью ходить в полдень, как
слепой…»? Если другие народы жили полнокровной государственной
жизнью — словно бы «при свете дня», ясно видя (или думая, что видят)
свои политические и иные цели, евреи словно бы «ощупью ходили
впотьмах», не зная, какие новые наветы и гонения, грабежи и нападения
ожидают их завтра…
Однако это выражение имеет и смысл, приложимый к каждому чело-
веку. От преступившего завет и находящегося под осуждением Господ-
ним как бы сокрывается Свет Его присутствия — тот самый Свет, о кото-
ром сказано:
Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходя-
щего в мир. (Иоан. 1, 9)

Для такого человека жизнь на земле становится мраком: он не ведает
своего пути. И хотя в действительности Божественный Свет присутствует
повсюду, наполняя вселенную (царит «полдень»), но тот, кто не видит
его, «ходит впотьмах».
…Далее описываются конкретные проявления насилий и притеснений,
которым подвергнется народ Божий в чужих землях: у евреев не будет
уверенности ни в неприкосновенности брака (ст. 30), ни в целости иму-
щества (ст. 31), ни даже в сохранении их детьми причастности к Из-
раилю.
Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои
будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках
твоих. (Втор. 28, 32)

Такое повторялось в истории неоднократно: например, во время изгна-
ния иудеев из Испании в 1492 г. у них насильно отнимали несовершенно-
летних детей, крестили и распределяли по монастырям и христианским
семьям. Подобное происходило и в России, когда еврейских детей, с мало-
летства отлученных от родителей и зачисленных в кантонисты, заставля-
ли креститься и отрекаться от своего народа и веры предков. Порой при-
нуждали детей иудеев к перемене веры и в ряде мусульманских стран.
В то время как израильтяне станут подвергаться преследованиям на
чужбине, их собственная страна будет заселена иноземцами:
Плоды земли твоей и всех трудов твоих будет есть народ, которого ты
не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. (Втор. 28, 33)

Греков, римлян, сирийцев и другие народы, поселившиеся в Палес-
тине после того, как евреи ее покинули, в 637 г. сменили завоеватели-
арабы. Они были основным населением страны много столетий, в том чис-
ле под властью турок-османов (1517–1917 гг.) и англичан (1917–1948 гг.).
В этом — исток поныне длящегося конфликта между Израилем и палес-
тинцами.
Предсказано также, что некоторые события, которые произойдут за
время рассеяния, будут по своей жестокости совершенно невыносимы для
человеческого сознания:
И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои. (Втор. 28, 34)

Вспомним поголовное истребление еврейского населения крестонос-
цами и костры инквизиции, вспомним Бабий Яр и Освенцим…
…Среди прочих тяжких кар описана и такая:
Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою,
к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить
иным богам, деревянным и каменным… (Втор. 28, 36)

Здесь говорится о каком-то одном народе, в среде которого будут посе-
лены израильтяне, уведенные в плен вместе со своим царем. Это — пред-
сказание вавилонского пленения (ср. IV Цар. 24, 11–16).
Но что же значит: «…там будешь служить иным богам…»? Ведь из-
вестно, что как в Вавилонии, так и в странах последующих расселений
иудеи, в основной массе, не изменяли своей вере? Это так; однако, участ-
вуя в социальной и государственной жизни стран, целиком пронизанных
языческим мировоззрением, евреи в каком-то смысле все же «служили
иным богам». Скажем, они платили подати, часть которых поступала
жрецам языческих культов. Таким образом, овеществленную часть своего
труда им приходилось отдавать на служение идолам. Так было, напри-
мер, в Римской империи: налог, вносимый иудеями в пользу Храма,
римские власти после разрушения Иерусалима стали насильно взимать
на храм Юпитера Капитолийского…
И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым
отведет тебя Господь. (Втор. 28, 37)

Трудно назвать страну, в которой евреи не подвергались бы издева-
тельствам и не служили «ужасом» и «притчею». В то же время вряд ли
можно найти другой народ, с которым бы подобное происходило почти
повсеместно и в течение стольких столетий…
«Будешь ужасом»… Евреев всячески старались обвинить в ужасных
преступлениях. «Распяли Христа!» — вина за это абсурдным образом воз-
лагалась на всех евреев. Но ведь даже если взять только евреев — совре-
менников евангельских событий, то миллионы их жили вне Палестины;
из живущих же в Святой земле лишь небольшая часть обитала в Иеруса-
лиме; что же касается иерусалимлян, то в событиях, связанных с осужде-
нием Иисуса, принимало участие лишь незначительное их число, при-
том, что очень важно, большинство из них находилось на стороне Иисуса,
будучи его последователями или ему симпатизируя (Лук. 23, 26–28).
Наиболее чудовищно, что обвинение в «распятии Христа» распространя-
лось и на всех далеких потомков евреев той эпохи — где бы они ни жили
и чем бы ни занимались, через столетия и тысячелетия, вопреки всякой
логике и здравому смыслу (см. свидетельства евангелий о распятии Иису-
са отнюдь не иудеями, а римскими солдатами, и об издевательстве по-
следних над Иисусом именно как «царем Иудейским» — Матф. 27, 27–37;
Марк. 15, 16–26; Лук. 23, 36–38; Иоан. 1, 23–24).
Еще один «ужас» — клеветническое обвинение евреев в том, что они
якобы в ритуальных целях пьют кровь детей (в этом осмеливались обви-
нять народ, который, в отличие от большинства язычников, всегда
гнушался употреблять в пищу кровь даже чистых животных! — Лев. 3, 17;
7, 26–27; Втор. 12, 16). Евреев в средние века обвиняли также в отрав-
лении колодцев, намеренном распространении эпидемий (дабы «погубить
христиан»), в сговоре с врагами каждой страны и в прочих вымышлен-
ных преступлениях. В результате всего этого они действительно станови-
лись «ужасом» в глазах замороченной ложными обвинениями невежест-
венной толпы, что часто приводило к погромам, изгнаниям и массовым
убийствам.
«Будешь… притчею»… Евреев приводили в пример непослушания Богу
и кары за это непослушание. Правда, представления об их непокорности
часто бывали до неузнаваемости искажены: речь обычно шла не о нару-
шении завета, а о том, например, что евреи «злонамеренно» отказываются
перейти в Христианство (или в Ислам — в зависимости от места действия).
Ситуация, в которой евреи станут «притчей» в устах народов, была
предсказана также Иезекиилем:
И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое,
потому что о них говорят: «Они — народ Господа и вышли из земли Его».
(Иез. 36, 20)

Народы, согласно пророчеству Моисея, должны будут близко познако-
миться с историей взаимоотношений Израиля с Господом. Это и осущест-
вилось после распространения Христианства и Ислама:
И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? как
велика ярость гнева Его!
И скажут: за то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, кото-
рый Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской… (Втор. 29,
24–25)

«Будешь… посмешищем»… Про какой еще народ до сих пор рассказы-
вают столько издевательских историй и анекдотов? Какой народ подвер-
гался в течение веков таким насмешкам, как евреи?..
А ведь, сохраняя верность заповедям, израильтяне должны были вызы-
вать к себе совершенно иное отношение:
…Итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум
ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих установлениях, ска-
жут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. (Втор. 4, 6)

…Моисей вновь и вновь картинно изображает гибельные последствия
отступничества. Сначала они проявятся в само?й Святой земле:
Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их
саранча.
Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не
соберешь плодов их, потому что поест их червь.
Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не пома-
жешься, потому что осыплется маслина твоя. (Втор. 28, 38–40)

Итак, «бунт природы» против человека (стихийные явления, неурожаи)
есть проявление гнева Господа, незримо стоящего за силами природы.

Кроме того, по словам Моисея, страну Израиля постигнут и бедствия
политико-экономического характера: в ней будут захватывать все боль-
шую власть и занимать все более прочное хозяйственное положение не
коренные жители, а чужеземцы.—
Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше
и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже… (Втор. 28, 43)

Так и происходило в период эллинизации, а впоследствии и римской
оккупации, когда и власть, и экономическое преобладание в Иудее посте-
пенно переходили к грекам и римлянам. Евреи все более попадали в зави-
симость от язычников, и часть их перенимала языческие обычаи.
Наконец, была упразднена даже и остаточная, марионеточная, власть
иудейских царей — и страну возглавил (стал «главою») римский про-
куратор:
…Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он
будет главою, а ты будешь хвостом. (Втор. 28, 44)

Перечисленные проклятия действовали в течение многих поколений,
о них сказано даже: ??????? ‹ад-ола?м› — «вовек». Однако это выражение
не всегда означает вечность (в смысле бесконечно длящегося времени),
иногда оно прилагается просто к относительно больши?м хронологическим
периодам (даже к пятидесятилетнему циклу — ср. Исх. 21, 5–6 с Лев.
25, 10 и 39–42). Именно такое, ограничительное, значение имеет слово
«олам» и в данном случае, поскольку уже в главе 31 (ст. 3–9) говорится,
что в будущем проклятия отменятся и благословения Господни возвра-
тятся к Его народу.
Особенно подробно описывается грядущий римский гнет — кара за
нарушение Израилем условий завета:
За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью
сердца, при изобилии всего,
Будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голо-
де, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою
железное ярмо, так что измучит тебя. (Втор. 28, 47–48)

«Железное ярмо»… Более точно о римском иге над Иудеей не ска-
жешь. Именно Рим описан в видениях Даниила как «железное царство»:
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разби-
вает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет
раздроблять и сокрушать. (Дан. 2, 40)

Римская империя в пророчествах Даниила выступает и в образе ужас-
ного зверя с «большими железными зубами» (Дан. 7, 7). Железное воору-
жение — характерный признак римских легионов…
Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел, нале-
тит народ, которого языка ты не разумеешь,
Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши…
(Втор. 28, 49–50)

Сравнение с орлом указывает не только на мощь и маневренность рим-
ских армий, но и на герб Рима: его штандарты были увенчаны изображе-
ниями этой хищной, жестокой птицы. Особо подчеркнуто, что израильтяне
«не уразумеют языка» своих завоевателей: латынь относится не к семито-
хамитской семье (как языки прежних покорителей Израиля — ассирий-
цев и вавилонян), а к индоевропейской.
Наглость римских легионеров, их бесцеремонность по отношению к за-
воеванным народам подчеркивали многие историки. Греки, обладавшие,
в отличие от римлян, утонченной древней культурой, считали последних
«варварами».
…И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разо-
рит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода
волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя… (Втор. 28, 51)

Завладев природными богатствами Иудеи (которая на протяжении дол-
гого времени являлась житницей империи — одним из основных постав-
щиков земледельческих продуктов), римляне довели ее народ до «гибе-
ли», что и предсказал Моисей. Под «гибелью» в библейском контексте
следует понимать не полное истребление народа, а его «гибель с доброй
земли», т. е. изгнание из своей страны:
…Воспламенится гнев Господа на вас… и вы скоро погибнете с доброй
земли, которую Господь дает вам. (Втор. 11, 17)

Жестокое господство завоевателей над евреями, как предрекает про-
рок, доведет последних до открытого восстания, но даже мощные крепо-
сти (в том числе, как мы знаем из истории, стены и башни Иерусалима)
не смогут защитить их от одолевающего врага:
…И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле
твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты наде-
ешься… (Втор. 28, 52)

В городах во время длительной осады иссякнут съестные припасы,
и матери, впав в безумие, станут поедать собственных детей (ст. 53–57).
По свидетельству Иосифа Флавия («Иудейская война», кн. 6, гл. 3,
п. 3–5), такие события действительно имели место при осаде Иерусали-
ма… Моисей детально описывает этот ужас, чтобы представить народу всю
гибельность отступления от Господа.
Наконец, измена завету приведет к катастрофическому уменьшению
численности народа, который будет «извержен из земли»:
…И останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были
звездам небесным, ибо ты не слушался гласа Господа, Бога твоего.
…И извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть
ею. (Втор. 28, 62–63)

Здесь употреблен глагол ??? ‹саха?› — «сметать», «выметать» (в Сино-
дальном переводе — «и извержены будете»). Бедственная доля израиль-
тян, «выметаемых» из собственной страны, подобно праху, как бы
сравнивается с их первоначальным статусом «звезд небесных» — духовного
света для всего человечества. Уподобление Божьего народа то звездам, то
праху земли встречается и в других местах Писания (Быт. 22, 17; 26, 4;
28, 14).
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли,
и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы
твои,— дереву и камням. (Втор. 28, 64)

С документальной точностью сбылось и это предсказание. Народ еврей-
ский оказался рассеян буквально по всему миру — среди всех народов, обла-
дающих собственной государственностью. Такой длительной и обширной
диаспоры никогда не имел ни один другой народ. Что же касается «слу-
жения иным богам», этого вопроса мы уже касались (см. наш комментарий
к Втор. 28, 36 на с. 1005).
Казалось бы, утратив государственность и будучи рассеян по всему
миру, народ Израиля должен был хоть где-нибудь да обрести надежный
очаг, место покоя. Какие-то новые места поселения могли бы заменить
ему прежнюю родину, как это не раз случалось с другими народами. Одна-
ко же тому, кто отмечен печатью Божьей и избран для всемирной про-
поведи, не позволено перенимать языческий образ жизни. Израиль либо
осуществляет свою миссию — и тогда благоденствует, либо пытается пре-
небречь ею — и тогда страдает:
Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы,
на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря:
Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за
все беззакония ваши. (Ам. 3, 1–2)

Потому и предсказывает Моисей, что не успокоится народ Божий
среди других племен, ибо лишь в Господе дано ему обрести истинный
покой (Евр. 4, 1–11):
Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя
для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаивание
очей и изнывание души… (Втор. 28, 65)

Даже временного «места покоя» не обретет призванный, пока не ста-
нет сознательно осуществлять свое призвание. До той самой поры будет
он трепетать перед внешними опасностями, пока не убоится Господа своего.
«Трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души»… Ибо сердце
должно вместить Закон Божий (Иер. 31, 33); очи — обратиться к Нему,
дабы узреть чудеса (Пс. 24, 15; 118, 18; 122, 1); душа же призвана
каждым дыханием восхвалять Создателя (Пс. 102, 1; 103, 35; 142, 8;
145, 1). И пока человек не возжелает всего этого, его сердце трепещет,
очи истаивают, а душа изнывает…
…Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем,
и не будешь уверен в жизни твоей… (Втор. 28, 66)

В «подвешенном состоянии» находится жизнь тех, кто не утвердился
на «камне» Богопознания (Пс. 39, 3). Оттого-то страх и является столь
часто тайным мотивом их мыслей и действий. Подобны дереву без кор-
ней те, кто не ищет опоры в Господе:
…Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не-
далеко от каждого из нас:
Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем… (Деян. 17, 27–28)

Но и иной смысл заложен в словах о «жизни, висящей пред тобою»:
это — пророчество о повешенном на кресте Мессии, в которого большин-
ство народа не уверует, хотя лишь в нем возможно обрести прощение
грехов и полноту жизни. Ведь выражение ??? ????? ‹вэ-ло таами?н› мож-
но перевести не только как «не будешь уверен», но и как «не уверуешь»…
Удел неверующих — сомнение, «страх и трепет» («Страх и трепет» — так
назвал свое эссе о смысле жизни религиозный философ Серен Кьеркегор).
…От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что
ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «О, если бы пришел
вечер!», а вечером скажешь: «О, если бы наступило утро!» (Втор. 28, 67)

Страшиться, нигде не находя покоя и удовлетворения, постоянно ис-
кать перемен («утром желать наступления вечера») — вот самая суть, серд-
цевина мироощущения тех, которые
…Отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем.
(Соф. 1, 6)

Насколько же важно, чтобы сердце утвердилось в Боге, а очи взирали
на Его Закон! К сердцу такого человека уже не подступит страх:
…Сердце его твердо, уповая на Господа.
Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов
своих. (Пс. 111, 7–8)

Такой человек перестает взирать на суету, но очами сердца провидит
обитель вечной жизни:
Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.
Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути
Твоем. (Пс. 118, 36–37)

…В конце перечня проклятий содержится ужасная угроза — возвра-
тить народ в египетское рабство, если высшая цель, ради которой он был
изведен из Египта, окажется чуждой ему:
И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я
сказал тебе: «Ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам
вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего. (Втор. 28, 68)

После разрушения Иерусалима Титом эта угроза осуществилась бук-
вально: тогда десятки тысяч иудеев были отвезены завоевателями на
кораблях в Египет и проданы в рабство, причем цена рабов необычайно
упала из-за их огромной численности («и не будет покупающего»).
Но «рабство Египетское» и в последующие времена много раз станови-
лось уделом не только отдельных евреев, но и еврейского населения це-
лых городов, угнанного в плен или проданного в рабство. В этих случаях
специальные посланники обходили еврейские общины разных стран, со-
бирая пожертвования на выкуп.
А нацистские лагеря смерти? Разве существование в них не напоми-
нало рабство евреев в Египте? Тот же каторжный, беспросветный труд,
быстро истощавший силы и приводивший к смерти… И разве в период
Холокоста не возобновилась, только в несравненно больших масштабах,
фараонова политика геноцида (Исх. 1, 9–22)?! Не случайно ведь перечень
проклятий заканчивается «возвращением в Египет»…
…Глава 29 имеет такую преамбулу:
Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами
Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил
с ними на Хориве. (Втор. 29, 1)

Какой же еще завет, помимо Синайского («на Хориве»), был заключен
в земле Моав? В чем состоит этот завет? Очевидно, в приложении к преж-
нему завету перечня благословений и проклятий.
Вновь и вновь напоминая о чудесах, явленных Израилю (ст. 2–3),
Моисей утверждает, что народ еще не достиг тех высот духовного веде-
ния, зрения и слуха, находясь на которых, только и можно уразуметь
истинный смысл событий исхода:
…Но до сего дня не дал вам Господь се?рдца, чтобы разуметь, очей,
чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. (Втор. 29, 4)

Как понимать эти слова? Ведь если «Господь не дал» — значит, люди
не виноваты, с них ответственность снимается? Нет, не так. Господь не
дал, потому что сами люди не искали, не просили, не стучались во врата
духовного мира:
Просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучите — и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отво-
рят. (Матф. 7, 7–8)

В Книге Исаии слова, подобные Моисеевым, звучат так, что отпадает
всякое сомнение в вине тех, к кому они обращены:
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не
уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи
свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют
сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Ис. 6, 9–10)

Да, люди сами ожесточают свои сердца, закрывают глаза и затыкают
уши. Потому и не дано им увидеть, услышать и уразуметь. О том же гово-
рит Иеремия:
…Выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза,
а не видит, у которого есть уши, а не слышит:
Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?..
А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли…
(Иер. 5, 21–23)

Один только страх Господень («Меня ли вы не боитесь?..») — ключ к ду-
ховному зрению, слышанию и познанию, к вратам мудрости:
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают муд-
рость и наставление. (Прит. 1, 7)

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.