Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Лех Леха.

Недельная глава Торы

Берешит/Бытие 12:1-17:27.
1.Господь сказал Авраму: “Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе.» 1 א וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל-אַבְרָם לֶךְ-לְךָ מֵאַרְצְךָ וּמִמּוֹלַדְתְּךָ וּמִבֵּית אָבִיךָ אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר אַרְאֶךָּ
Наше Недельное чтение начинается с 12 главы книги Берешит и заканчивается 17 главой включительно.


Краткое содержание нашей главы:
Сменилось десять поколений потомков Ноаха.
Человечество постепенно отходило все дальше и дальше от………. Читать далее
Недельная глава Торы: «Лех Леха — Иди себе»
Берешит/Бытие 12:1-17:27.
1.Господь сказал Авраму: “Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе.» 1 א וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל-אַבְרָם לֶךְ-לְךָ מֵאַרְצְךָ וּמִמּוֹלַדְתְּךָ וּמִבֵּית אָבִיךָ אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר אַרְאֶךָּ
Наше Недельное чтение начинается с 12 главы книги Берешит и заканчивается 17 главой включительно.
Краткое содержание нашей главы:
Сменилось десять поколений потомков Ноаха.
Человечество постепенно отходило все дальше и дальше от……… знания своего Творца и служения Ему.
Почти через 2000 лет после Адама родился Аврам.
Наблюдая мир, он пришел к выводу о существовании Творца и, тем самым, удостоился того, чтобы Б-г открылся ему.

В начале этого недельного раздела Б-г обратился к Авраму и повелел ему покинуть свою землю, своих родственников и дом своего отца и отправиться в неизвестную страну, в которой Б-г произведет от него великий народ. Аврам отправился в путь вместе с женой Сарай, племянником Лотом, а также слугами и домочадцами, разделявшими его веру в единого Б-га.
Когда они добрались до страны Кнаан, Б-г явился Авраму и поведал, что именно эту страну Он даст в наследие его потомкам.

Через некоторое время засуха и голод заставили Аврама отправиться в Египет. Понимая, что красота его жены может вызвать у египтян искушение завладеть ею и убить его, Аврам велел ей назваться его сестрой. В результате, Сарай забирают в дом фараона, но Б-г поражает фараона суровыми казнями и вынуждает отпустить ее с миром.

Аврам вернулся в страну Кнаан (будущую Землю Израиля) с большими богатствами, подаренными ему египтянами.

После ссоры между пастухами из-за пастбищ, Лот решил расстаться со своим дядей Аврамом и поселиться в богатом, но развращенном городе Сдом в плодородной долине Иордана.
Тем временем, между местными царями вспыхнула война, Сдом потерпел поражение, и Лота забрали в плен.
Аврам вместе с горсткой своих соратников освободил Лота, чудесным образом победив во много раз превосходившее его по численности войско.

После этих событий Б-г заключил с Аврамом ‘завет между рассечёнными частями’ и открыл ему, что потомки его будут жить в чужой земле 400 лет, их будут там угнетать, но затем они возвратятся с большими богатствами в Землю Израиля — их неотъемлемое наследие.

Сарай была бесплодна и потому дала Авраму свою рабыню-египтянку Агарь (Гагар), чтобы та родила ему ребенка. Когда Агарь узнала, что она беременна от господина, то стала пренебрежительно относиться к Сарай.
Та, в свою очередь жестоко поступила с ней, прогнав в пустыню. Однако, послушавшись ангела, Агарь вернулась к Авраму и родила Ишмаэля.

В конце недельного раздела Б-г повелел Авраму, чтобы он сделал обрезание себе, всем своим рабам и слугам, а также заповедал делать это из поколения в поколение, в качестве знака завета между Б-гом и потомством Аврама.

С этого момента Б-г изменил имя Аврама на Авраам (Аврагам), а имя Сарай — на Сара.
Б-г также обещал Аврааму, что у них с Сарой родится сын, несмотря на то, что Аврааму было уже девяносто девять лет, а Саре — девяносто. В тот же день Авраам сделал обрезание себе, Ишмаэлю и всем домочадцам»

Лех леха
Пожалуй, нет боле известного раздела чем нынешний раздел Торы – «Лех леха» Это и, не удивительно учитывая события, разворачивающиеся в этих главах.

Лех леха переводится как «Иди себе» А можно перевести, как – «Иди к себе»

На мировую сцену выходит необыкновенный человек – Аврам. Человек, который стал прародителем священнической нации и отцом всех верующих в Единого Творца.

Имя Аврам до переименования, согласно Мишне, в трактате Брахот (13 а) означает — отец Арама. (сегодняшняя Сирия). Видимо, имеется в виду, что он был духовным лидером Арама.
И скорее всего, это не было настоящим именем Авраама данное ему при рождении.

Б-г говорит

Спустя десять поколений Б-г снова проговорил к человеку.

«И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе. 2. И я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением»

Неемия сказал про Аврама: «И нашел сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет… (Неем.9:8)

Это одно из главных обстоятельств, почему Б-г выбрал именно этого человека.

Он нашел его сердце верным.

Верность это еврейское слово (נאמן) ‹нээман› — переводится как «крепкий», «надежный», «стойкий», «истинный»

Всем известное слово – «аминь» (אמן) составляет корень слова – верный.

Всевышний очень серьезно к этому качеству, потому что сам Творец обладает этой характеристикой: «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов. (Втор.7:9)»

Б-г избирает Аврама и обещает ему четыре вещи:
1. сына,
2. богатства
3. имя.

И четвертое обещание звучит так: «И быть тебе благословением»

Аврам должен был стать благословением для всего человечества.

Это призвание сегодня также и всех тех, кто ходит по следам веры отца нашего Авраама Рим.4,12

Б-г избирает человека не только, чтобы благословить его, но и сделать его благословением для других. И самое основное, в чем заключается это – нести весть о Едином Б-ге, в этот погибающий мир.

Посмотрите на Аврама, когда он вышел из своей земли по зову Всевышнего, он не вышел один:
וַיִּקַּח אַבְרָם אֶת־שָׂרַי אִשְׁתוֹ וְאֶת־ל֣וֹט בֶּן־אָחִ֗יו וְאֶת־כָּל־רְכוּשָׁם אֲשֶׁר רָכָשׁוּ וְאֶת־הַנפֶשׁ אֲשֶׁר־עָשׂ֣וּ בְחָרָן וַיֵּצְא֗וּ

(Ваиках Аврам эт-Сарай, вэ эт-Лот бэн-ахив, вэ эт коль рихушим ашер рахашу, вэ эт hаНефеш ашер-асу бэХаран, вайецу.)

И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране и вышли (Берешит 12:5 )

Выражение в этом месте – «всех людей, которых они имели» – это совсем не так как написано в оригинале.
Там написано – «сотворили, (сделали) души в Харане»

Вот поэтому, наши мудрецы сказали, что Аврам не просто купил себе рабов, он обратил к Единому этих людей. По сути – это были новые последователи Всевышнего во главе с Аврамом. Эти люди были готовы исполнять волю Б-га и для того, чтобы научиться этому, изъявили желание повсюду следовать за Аврамом.

По сути – это именно то призвание, которое Б-г дал Авраму. Быть благословением для всего мира. Быть светом для всех народов.

Когда наш Машиах (Мессия) Иешуа восходил к Отцу, Он так же дал это поручение: «Итак идите, научите все народы, погружая их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Матф.28:18.

Поколение Аврама погрузилось во мрак идолопоклонства. Только недавно он сам вышел из этого. И понимал, насколько безнадежно люди опустились и без глашатая от Лица Единого они будут обречены.

Он нёс благословение всякому, кто соприкасался с ним.

Интересно как толкует мидраш слово благословение — «браха» на иврите.

В иврите слово браха («благословение») имеет тот же корень, что и слово бреха («естественный водоем, наполняемый водами источника»). Как водоем очищает (миква) от ритуальной нечистоты, так и те, кто был далек от веры и знания о Боге, очищаются, приближаясь к пониманию Творца и Его путей управления миром.

И хотя Всевышний отделил Израиль от всех народов, чтобы воспитать народ для выполнения этой важной миссии, быть священниками. Но Он никогда не был ограничен только им. Даже когда Израиль выходил из Мицраим (Египта). С ними вышло множество иноплеменных народов, по той же самой причине – они обратились к Единому.

Апостол Шауль писал: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе наше через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы». Рим 1,1-5

Это стало призванием Израиля и всех присоединившихся к нему через Машиаха Иешуа и сегодня.

Аврам уходит в Египет

«Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той». Берешит 12,8-10

Не знаю, обращали ли вы свое внимание, когда ни — будь на глагол – сошел, в этом месте. Но на иврите это глагол – «ларедет». Он действительно означает спуститься. Но также имеет и еще одно значение – это «ухудшаться»

Простое понимание текста говорит нам о том, что Египет ниже Кнаана (Ханаана). Но более пристальный взгляд открывает и другую картину.

Аврам не просто ушел в Египет, он спустился со своего места предназначения.

«Пиркей деРабби Элиэзер» говорит, что голод пришел «чтобы испытать его: не усомнится ли он в словах Святого, благословен Он, Который велел ему идти на землю Кнаана, а теперь вынуждает его покинуть (эту землю)».

И когда он так поступил. Он начинает бояться за свою жизнь и почти «теряет» свою жену Сарай (Сару). Если бы Всевышний не вступился за него. Вся эта история могла закончиться не так счастливо для него.

Но для меня удивительно здесь и другое. То, что он только призвал Его Имя, принес Ему жертвы и почти сразу преступил желание Творца. Хоть обстоятельства и «подстегивали» его к этому делу.

Чтобы понять это, давайте обратимся к тексту Нового Завета:

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». (Матф.8:23-26)

Был ли Иешуа рядом с учениками в тот момент? А если Он был рядом, то почему они так испугались?

А все потому, что Он спал.
И всё склонялось к тому, что Он не владеет ситуацией.

А вот и причина ошибочных действий Аврама и так же наших.
Мы делаем так или иначе, преступая желания Творца, потому что нам кажется, что Б-г бездействует в нашей ситуации.

Он сказал идти в Кнаан, но придя туда мне нужно, что то сделать, чтоб не умереть с голода. Видимо Он не может сейчас помочь…

Но милостивый Б-г и в нашем провале совершает великие и невероятные вещи. Он милостив!

«Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову».(Быт.12:17)

Если заглянуть в оригинал то мы увидим, что Б-г поразил фараона по слову Сарай.

Рабби Шломо Ицхаки комментирует это место Писания так: «Скажет ангелу: «Порази», — и он наносит удар»
Сара молилась о защите, и Б-г послал ангела, который поразил фараона, согласно Иосифу Флавию – «боязнь и расстройство в делах»

Лот

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» (Быт.13:7,8)

Б-г стал исполнять Своё обещание. В 13 главе во 2 стихе написано:

וְאַבְרָם כָּבֵד מְאֹד בַּמִּקְנֶה בַּכֶּסֶף וּבַזָּהָב
(Вэ Аврам кавэд меод баМикнА, баКэсЭф вэ баЗаhАв)

Если перевести это, то написано так — «Аврам тяжёл очень стадом, серебром и золотом».

Имущество этой семьи настолько увеличилось, что шестой стих говорит: «И нести не могла их земля».
Им уже не хватало место, чтоб прокормить свои стада. А с этим возникла еще одна, не менее важная проблема.

В Берешит раба 41 мы читаем: «Потому что пастухи Лота были нечестивы и пасли свой скот на полях чужих, а пастухи Аврама порицали их за грабеж.
(На что) те отвечали: «Земля дана Авраму, а у него нет (другого) наследника, и Лот наследует ему, и (значит) это не грабеж». А стих гласит: «кенаани и перизи тогда населяли землю», и Аврам еще не вступил во владение ею»

Лот уже чувствовал себя хозяином этой земли.

Иосиф Флавий отрывает нам ещё одну очень интересную деталь об отношениях Лота и Аврама.
«Не имея прямого потомства, Аврам усыновил Лота, сына брата своего Арана и брата жены своей Сарры, и покинул, имея от роду семьдесят пять лет, Халдею, чтобы по приказанию Господа Бога направиться в Хананейскую землю».(Иудейские древности 1 книга 7:1)

То есть Лот, действительно имел права на имущество Аврама, потому что он был усыновлен Аврамом.

Но ни Лот, ни даже Аврам на тот момент не были хозяевами этой земли. Несмотря на то, что Всевышний обещал её ему, она все еще принадлежала другим народам.

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8-10)

Люди так часто желают получить обещанное прямо сейчас, что часто забывают, что есть время и для ожидания. И это часть нашего хождения с Всевышним.
Аврам имел правильное отношение к этому и потому он даже пренебрег своим старшинством в доме, что дал право выбора земли, для поселения, Лоту.

А Лот выбрал самые лучшие места в Израиле. Писание говорит нам, что земля, которую он выбрал, была как Сад Г-сподень (10 стих).

В Берейшит рабба 42 пишется, что там были ручьи, из которых орошались окрестные поля, там росли фруктовые деревья — финиковые пальмы, гранатовые деревья, яблони, персики, рос миндаль, другие орехи.

Сегодня в это трудно поверить.
Тот, кто был в Израиле. Наверняка должен был быть на этом месте.
Это район «Мертвого моря».

Сегодня – это выжженная пустыня, абсолютно мёртвое море и невыносимая жара. Но в то время она ещё была цветущим садом.

Единственная проблема – это её обитатели.
13 стих. «А люди Сдома злы и грешны пред Господом очень»

Прагматичного Лота не смутил этот факт.
Земля важнее её обитателей.
И именно это погубило его. Впоследствии он потерял всё ради чего он жил. Читая дальше по тексту, мы видим, что он уже не просто жил возле Сдома, но прямо внутри него.
Мы должны остерегаться, чтобы руководиться нашими низменными интересами, остерегаться компромиссов с праведностью, чтобы не закончить нашу жизнь в обществе нечестивцев.

В чем состоял грех Сдома?

Когда говорят о Сдоме, многие думают о гомосексуализме как об основном грехе жителей этого города.

Но что говорит нам Писание:

Иезекииль 16, 49 написано:
«Вот в чем было беззаконие сестры твоей Содом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала»

Интересное мнение высказывается в Поучениях Отцов (11):
Четыре точки зрения существуют у людей. Тот, кто говорит: «Моё — твоё, а твоё – моё», – простак. Тот, кто говорит: «Моё – моё, а твоё – твоё», – обыватель, а некоторые считают, что это подход Сдома.
Тот, кто говорит: «Моё – твое, и твоё – твоё», – благочестив. Тот, кто говорит: «Твоё – моё, и моё– моё», – злодей.

По этому мнению основным свойством Сдома был крайний индивидуализм, возведенный в закон, полное неприятие какого бы то ни было сострадания или милосердия.

В этом и состояло основное зло Сдома и всех его окрестностей.

Завет с Аврамом

1. После этих событий было слово Господа к Авраму в видении так: Не страшись, Аврам, я щит тебе. Награда твоя велика очень. 2. И сказал Аврам: Господин мой. Господь! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем Элиэзер из Дамесека 3. И сказал Аврам: Вот мне Ты не дал потомства, и вот мой домочадец наследует мне. 4. И вот слово Господа к нему: Не будет наследовать тебе этот, но тот, кто произойдет из твоих чресл, он тебе наследовать будет. 5. И Он вывел его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое. 6. И уверовал в Господа, и Он вменил ему это в праведность. 15 глава

После произошедшего чуда, когда Всевышний даровал победу Авраму над превосходящим его противником. И Аврам стал опасаться, что поступил неправильно тем, что вышел на эту войну и вмешался в планы Единого наказать злых царей Кнаана, а он возвратил им все их имущество, тем самым вновь отдал им всё, что у них было отобрано.

Но Бог обращается к нему в видении и ободряет.

Интересно слово, которое описывает нам видение, которое пережил Аврам.

Это слово — «Махазе» (Берешит 15,1)

Такое слово очень редко встречается в Торе и употребляется только 3 раза. Три человека удостоились увидеть подобного рода видения. Это Аврам, Моше (Моисей) и языческий пророк Билам (Валаам).

В сегодняшнем иврите, это слово употребляется в значении — драма или пьеса.

Из Танаха мы видим, что когда говорится о пророках, что они видят видения или пророчествуют, то там используется совершенно другое слово.

Так что это за вид видения, которое пережил Аврам той ночью?
Раби Давид бар Йосеф Кимхи , или как принято называть его – Радак, объясняет слово «махазе», что это (буквально – видение).

И Тора дает понять, что это пророчество отличалось от остальных, прежних его разговоров с Богом.
На этот раз Всевышний не просто говорил с Авраамом, но и наглядно демонстрировал ему очень важные детали управления миром, в первую очередь касающиеся его самого.

Ведь именно тогда Всевышний сказал ему: «выйди и посмотри на звезды…»
Известно, что в этом кратком пророчестве Б-г предсказал Аврааму, что от него произойдет многочисленное потомство, и, более того, показал ему судьбу этого потомства. То есть, это было пророчество более высокого порядка, чем обычно, так как к беседе с Богом прибавился, и другой способ постижения Его мысли. По сути, он видел Б-жий спектакль, где участниками этой драмы были его потомки.

И уверовал в Господа, и Он вменил ему это в праведность.

וְהֶאֱמִן בַּֽיהוָה וַיַּחְשְׁבֶהָ לּוֹ צְדָקָה
(Вэ ээмИн баАдонай, ваЙаХшвэА лё цдака)

Интересный глагол употребляет Писание, чтобы сказать, что Господь вменил праведность Аврааму.
Хашав (חשׁב) – Оно имеет несколько значений, но все они связаны с обдумыванием.

С этого момента Б-г стал думать об Аврааме как о праведном человеке.

Праведность – это древнееврейское слово צדקה ‹цдакА›, имеющее смысл «милостыня» справедливость, в Синодальном тексте обычно переводится как «правда»: «…правда же избавляет от смерти», «…правда же спасет от смерти» — Прит. 10, 2; 11, 4).

А если человек праведный, то он творит правду.

Для того Я и избрал Авраама — чтобы он заповедал и детям, и всем своим потомкам идти по пути Господнему: поступать справедливо и по правде. И тогда Я‚ ГОСПОДЬ‚ исполню все, что Я обещал ему. (Берешит 18:19)

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:11-14)

Пусть благословит нас Всевышний и поможет творить правду.

«Верю в Слово Творца, переданное нам через Моше рабейну и истолкованное нам Иешуа Машиахом!»
Шимон

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.