Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






Недельная глава Торы. Матот-Масэй – Бемидбар (Числа) 30:2-36:13

Недельная глава Торы

В этой главе сыновья Авраама стоят у ступенек в землю Израиля
И глава начинается наставлениями об особенностях характера земли Израиля.


И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так:
Вот слово, какое заповедал Г-сподь:
Если кто-либо даст обет Ашем или поклянётся положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего;
во всем, как вышло из уст его, исполнит. И если женщина даст обет Ашем ….
Моше декларирует интересное свойство  –  «Недер» (обет), обещание, в отношении какого-либо предмета или действия, устанавливающая новую мицву – асэ. (делай)
Это ее отличие от клятвы – «Швуа», которая относится к человеку.
«Швуа» – это высший уровень твоего слова. Умри, но сделай.
Пример «асэ»: я установил для себя заповедь, каждое утро в течение года бегать два километра.
И я теперь обязан бегать. Но если я перестал бегать, это плохо, но не смертельно. Эта моя заповедь и я могу ее для себя отменить.
Но есть еще «лё та асэ» (не делай)  – негативная, запрещающая заповедь, которую я установил для себя. (например, я никогда не съем ни одной конфеты).
И эту заповедь я уже не смею ни нарушить, ни отменить.
Т.е. с помощью «Недера» можно устанавливать для себя, сколько хочешь позитивных (асэ) или негативных (лё та асэ) мицвот.
Но отменить сам ты можешь только позитивную заповедь  – «асэ».
И Моше говорит об этом только теперь, перед подъемом в землю Израиля.
Именно там, всё выходящее из уст твоих, получает материализацию.
И сейчас, надо очищать свой язык.
За пределами Израиля, это не так существенно.
«И если девица сказала недер, (обет) и услышит это ее отец и если воспрепятствовал ей в этот же день, то ее недер не состоится»
Для замужней – муж может отменить этот недер.
Для вдовы или разведенной недер отменить некому – выполняй свою заповедь.
Мужчина, если сказал недер – все, закон. Израиль дело не простое.
Теперь, надо разобраться с внешними проблемами.
«И говорил Ашем Моше так: Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяним; затем приобщишься к народу твоему.
И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужи в войско,
и будут они против Мидьяна, чтобы совершить возмездие Ашем над Мидьяном.
По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско…»
Т.е. пока не разберешься с Мидьяном, к народу своему не приобщишься.
О чем это он.?
Резюме Моше, мягко говоря, не позволяет ему считать себя равным членом своего народа.
— Вырос в египетском дворце, затем 40 лет где-то странствовал, жил и учился в Мидьяне. Женился на Мидьянке. Внешне сильно отличается. Ну какой он свой?
Он больше мидьянин. У него осталась духовная связь с этим народом.
Потому и говорит ему Г-сподь – пока ты не разорвешь эту связь, не уничтожишь этот народ – ты не сможешь приобщиться к еврейскому народу.
И Итро привел с собой большую группу мидьян. И Моше посылает на войну 12 тысяч  воинов во главе с Пинхасом.
Сам он остался – он не может наплевать в тот колодец, из которого он напился.
«И ополчились они на Мидьяна, как повелел Ашем Моше, и убили они всех мужчин. И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву — пять царей Мид’яна, и Бильама, сына Беэра, убили они мечом… И доставили к Моше и к Эльазару, и к общине сынов Исраэля пленных и захваченное, и добычу…»
О каждом из приведенных здесь имен, можно писать сочинение. Например, Цур – это Балак, и т.д.
… И разгневался Моше на воевод, и сказал им: Вы в живых оставили всех женщин?!
Ведь они были причиной мора в общине Израиля.
И ныне, убейте всех детей мужского пола среди них, и всякую женщину, какая знает мужа от возлежания мужского, убейте. А девочек оставьте”.
Это, конечно не для нервных либералов. Но сколько, за историю, тысяч боевых отрядов было уничтожено из-за своей жалости к невинным мальчишам-кибальчишам.
К тому же Тора это не, сколько военная хроника, сколько этапы внутренней борьбы с самим-собой.
Моше должен убить все мидьянское в себе.
«И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики чрезвычайно.
И увидели они землю Йаезера и землю Гильада, и вот место это — место для стад.
И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше так:
Если обрели мы милость в глазах твоих, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Йарден.
И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: Братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?»
Первая реакция у нас, да и у Моше…
Ничего себе. Шли в Израиль, но про менялись на луга для скота в за-Иорданье.
Ведь Рувен – первенец Леи. Гад – первенец Зильпы, наложницы Леи.
Так неужели, два таких колена позарились на луга для своего скота?
Даже подумать стыдно.
Ведь оба эти колена символизируют искупление  — идеал свободы, истины, следующий мир.
Территория, которую они просят, названа в Торе «решит Эрец Израэль» (первая земля Израиля)  — и это обещанные нашим праотцам границы «от Нила до Ефрата».
Моше же полагал, что Б-г вводит народ в Эрец Кнаан (землю Ханаана) – от моря до Иордана,  и затем, когда-нибудь мы сможем расширить свои границы.
Но категория «решит за-Иорданом» – это и есть главный замысел Всевышнего.
И об этом говорилось еще в книге Бытие, когда Яаков строил там загоны для скота, и назвал он это место Сукот. (Шалаш)
Кроме того, стратегически, если заселить только землю Ханаана, то Израиль,  будет отделен от всего остального человечества  (с севера море, с востока горы, джунгли, с запада пустыня).
И потому, через Гада и Рувена мы строим мост для связи с окружающим миром.
Но почему Тора пишет Гада перед Рувеном?  Рувен ведь старше.
Абриватура Гад и Рувен – «ГеР». Тип личности стоящий между другим народом и Израилем.
Одним намеком, Тора объяснила их назначение.
Мы средство, наше влияние на мир – это цель.
И дал им Моше, сынам Гада и сынам Реувена и половине колена Менаше, сына Йосэфа, царство Сихона, царя Эмори, и царство Ога, царя Башана, землю, с ее городами в пределах, города земли вокруг.
Но Менаше ведь ничего не просил. Моше сам отправляет половину колена Менаше на восточный берег Иордана, дабы замкнуть систему.
Менаше первенец Йосэфа, который символ изгнания.
И его имя –  «Г-сподь – дал мне забыть весь дом моего отца»  (сильная обида сидела в Йосэфе, что назвал своего первенца именем забвения семьи). Менаше – забвение.
Яаков же, когда благословлял детей Йосэфа, перевернул братьев.
Второй сын Йосефа, Эфрайм, стал первым, Менаше вторым. И вернул он их в семью.  И Менаше, который ответственный за забвение, становится ответственным за память.
Такой вот интересный  трюк.
Теперь Моше посылает половину колена Менаше на восточный берег  Иордана, чтобы связать Израиль с коленам Гада и Рувена и напоминать им, что мы один народ по оба берега одной реки.
Так Менаше стал нашим символическим мостом из изгнания в светлое будущее свободы и искупления.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.