Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Приднестровье
с. Владимировка






Недельная глава Торы. РъЭ. Дмитрий Щедровицкий.

Недельная глава Торы

Только при всём желании души твоей жертвуй — и вкушай мясо, по благословению Всевышнего, Бога твоего, которое Он дал тебе… (Дварим 12, 15)

Когда человек жертвует от всей души, т. е. все его желания объединяются в служении Богу — приходит благословение. Об этом благословении сказано, что оно уже «дано»; и, однако же, оно не достигает человека, не воспринимается им до тех пор, пока «всё желание души» не устремится ввысь. Так вино ждёт чаши, из которой будет выпито. Вину здесь подобно благословение, а чаше — «всё желание души», посвящающей себя Богу.

Сыны вы для Всевышнего, Бога вашего: не надрезывайте себя и не делайте плеши между глазами вашими — для мёртвого. (Дварим 14, 1)

Сынам Израиля велено «между глазами» (т. е. на челе) носить «тотафо?т» — «дощечки» со словами из Торы, свидетельствующими о единстве Создателя и о любви к Нему. Эти «дощечки» называются еще «тефилли?н» — «молитвы». Само название говорит о необходимости не только постоянно помнить о Творце, но и находиться с Ним в молитвенном общении (Дварим 6, 4–8). «Тефиллин», возлагаемые на чело, символизируют пребывание Имени Всевышнего и любви к Нему в нашем сознании: памяти, разуме, пытливой мысли.
В приведенном же стихе из главы «Ръэ» запрещается вместо «тефиллин» делать «между глазами» (т. е. на челе) «плешь — для мертвого». Само отсутствие в сознании человека Имени Божьего и любви к Нему как бы образует «плешь» на челе — символ пустоты в мыслях, которая и «заменяется» представлениями и понятиями, «мертвыми» по своей сути. Почему «мертвыми»? Да потому, что без Духа Всевышнего, постоянно воссоздающего и оживляющего всё бытие, мир, мыслимый как чисто физический, вещественный, «мертв». Воспринимающий и себя, и вселенную таким способом видит и ощущает лишь «мёртвую оболочку» жизни, а не ее живящую сердцевину — Дух Божий, Его Источник.
И еще здесь сказано: «Не надрезывайте себя». Забвение Всевышнего и отсутствие любви к Нему производят в человеке своего рода духовный «надрез», сквозь который могут проникнуть в сознание (не дай Бог!) темные замыслы и желания. Защита от них — еще одно название «тефиллин»: в стихе Шмот 13, 9 они именуются «зикарон» — «память»…

…Моисей однозначно свидетельствует израильтянам: принимая реше-
ние — соблюдать завет или отвергнуть его, они осуществляют выбор между
благословением и проклятием, относящимися к их собственной жизни.—
Вот я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, кото-
рые я заповедую вам сегодня,
А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и укло-
нитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов
иных, которых вы не знаете. (Втор. 11, 26–28)

Благословения и проклятия должны ежегодно (по преданию — в празд-
ник Пятидесятницы) произноситься с двух гор Центральной Палестины:
благословения — с горы Гаризим (у подножия которой, в Сихеме, первона-
чально пребывала Скиния — Иис. Н. 24, 1 и 25–26), а проклятия — с горы
Гевал (находящейся напротив — Втор. 27, 12–26; Иис. Н. 8, 32–35).
Сам вид этих гор призван внушать мысль о последствиях благослове-
ния и проклятия: гора Гаризим радует глаз своей зеленью, а гора Гевал —
скалиста, мрачна и гола.
Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь,
чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а про-
клятие — на горе Гевал:
Вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле ханаа-
неев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. (Втор.
11, 29–30)

Дубрава Море близ Сихема — то место, где Авраам построил первый
жертвенник в земле Ханаанской и начал проповедовать во имя Господа.
В этом месте, освященном молитвами праотца (Быт. 12, 6–8), и должна
была первое время находиться Скиния, чтобы народ собирался возле нее
во дни годовых праздников и обновлял завет (Иис. Н. 24, 1 и 25–26).
К теме Скинии, Храма и переходит теперь Моисей. Ей посвящена
глава 12. В отличие от ханаанеев, служивших богам «на высоких горах,
и на холмах, и под всяким ветвистым деревом» (ст. 2), евреи должны
иметь лишь одно Святилище, подобно тому, как и в пустыне Скиния
объединяла весь народ.
Как един Господь, как един Его народ, так и Храм должен быть единым:
…Но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших,
чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите… (Втор.
12, 5)

Единственность Храма соответствует единственности человеческого
сердца — «Святого святых». Только сердцем может верующий общаться
с Богом, ибо только оттуда раздается Его голос:
Сердце мое говорит от Тебя: «Ищите лица Моего»; и я буду искать
лица Твоего, Господи. (Пс. 26, 8)

Только в единственном Храме приносятся жертвы и совершается слу-
жение — как и молитва действенна лишь тогда, когда исходит из сердца
(Ис. 29, 13–14):
…И туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины
ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приноше-
ния ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего…
(Втор. 12, 6)

Однако указание о постоянном месте Святилища Господь даст лишь
в будущем:
…Тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени
Его там, туда приносите всe, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жерт-
вы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по
обетам вашим, что вы обещали Господу… (Втор. 12, 11)

Первоначально, как мы сказали, Скиния находилась в Сихеме. Затем —
в Силоме (Иис. Н. 18, 1; I Цар. 1, 3). После разрушения Силома, пле-
нения филистимлянами ковчега и его последующего возвращения Святи-
лище пребывало в Кириафиариме (I Цар. 7, 1–2). Наконец, Давид пере-
нес ковчег и другие священные предметы в Иерусалим (I Цар. 6, 1–17),
где Соломон построил Храм, поместив в нем все прежние принадлежности
Скинии (III Цар. 8, 2–6).
Это место было предопределено еще жертвой Авраама на горе Мориа —
будущей Храмовой горе (ср. Быт. 22, 2 и 14 с II Пар. 3, 1; см. также
с. 194). Место Храма, указанное Давиду свыше (I Пар. 28, 2–13), есть
место постоянного присутствия Господа, где в будущем будет возведен
третий Храм (Ис. 2, 2–3; Иер. 30, 18; Иез. 43, 5–7).
Служение в Святилище должно сопровождаться весельем — подобно
этому и Святой Дух, поселяясь в сердце, наполняет его радостью (Римл.
14, 17):
…И веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы, и сыны ваши, и дочери
ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который во вратах ваших,
ибо нет ему части и удела с вами. (Втор. 12, 12)

Закалать скот в Ханаане можно «во всех жилищах» (ст. 15 и 21),
хотя в пустыне это разрешалось делать только у входа в Скинию (Лев.
17, 3–5). Причина состоит в том, что человек может жить очень далеко
от Святилища. По той же причине посещение Храма обязательно лишь
трижды в году (Исх. 23, 14–17).
Однако при заклании животного необходимо вспомнить, что его «дал
тебе Господь», т. е. совершить молитву:
Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь… то зака-
лай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я
повелел тебе, и ешь в жилищах твоих… (Втор. 12, 21)

Поскольку Святилище символизирует сердце, далее речь заходит о жела-
ниях, зарождающихся в сердце.
Если желания не противоречат заповедям, Тора предписывает прислу-
шиваться к ним и стараться их исполнять:
Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил
тебе, и ты скажешь: «Поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть
мяса,— тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. (Втор. 12, 20)

Разительно противоположны такому подходу постоянные призывы
к «умерщвлению плоти», которые и доныне можно услышать от многих
проповедников.
Душа человека теснее связана с духовными мирами, нежели его
«плотский ум». Поэтому ее законные желания надо принимать во вни-
мание, как это делал мудрый Соломон:
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял
сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех
трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. (Еккл. 2, 10)

…Предписания о Святилище завершаются предупреждением против
языческих культов:
…Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь,
что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей
своих сожигают на огне богам своим. (Втор. 12, 31)

Сказанное в последней части стиха относится, конечно, не ко всем
язычникам, но к приверженцам особых демонических культов, существу-
ющих, явно или тайно, во все времена. Из приведенного стиха видно,
сколь справедлив был приговор Божий об изгнании ханаанских народов…
Моисей предпринимает все возможное, чтобы упомянутые культы не
нашли доступа к израильтянам. Этой теме посвящена глава 13:
Если восстанет среди тебя пророк или сновидец, и представит тебе
знамение или чудо,
И сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет
притом: «Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем слу-
жить им»… (Втор. 13, 1–2)

Сразу же возникает вопрос: почему Господь порой допускает чудеса,
инспирированные злыми духами? Ведь без соответствующих «знамений»
никто и не совратился бы вослед темных сил… Ответ дается здесь же:
…То не слушай слов пророка сего или сновидца сего; ибо чрез сие ис-
кушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога
вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей… (Втор. 13, 3)

Всевышний допускает подобные чудеса, дабы испытать верность Своих
последователей. Отсюда вытекает, что никакое чудо не должно восприни-
маться как доказательство в пользу вероучений или мнений, противоре-
чащих Закону. Ведь ни одно из противозаконных «чудес», ни даже все
они вместе не идут ни в какое сравнение с теми великими знамениями,
которые Всемогущий явил народу Своему при исходе из Египта:
…Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблю-
дайте и голоса Его слушайтесь, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь…
(Втор. 13, 4)

Описанный здесь путь (состоящий из нескольких ступеней: от реше-
ния «последовать Господу» до «прилепления» к Нему, т. е. нерасторжи-
мой близости с Ним) — вот надежнейшее средство против всех духовных
обольщений! Боясь Господа, зная Его волю, слыша Его голос, каждый
верующий может безошибочно отличать истину от лжи:
…Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею
силою разостлал землю,
Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает
безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупо-
стью… (Ис. 44, 24–25)

Лжепророк с помощью своих магических чудес может прельстить
лишь людей духовно несведущих, корыстных или желающих быть обма-
нутыми. О таком лжепророке сказано:
…А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что
он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из
земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства,— желая совратить
тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так
истреби зло из среды себя. (Втор. 13, 5)

«Должно предать смерти»… Так передано здесь древнееврейское ????
‹йума?т› — «будет умерщвлен». Это наказание осуществит Всевышний;
о казни же руками человеческими тут не говорится, как и в случае с воро-
жеей (Исх. 22, 18; см. также с. 449–449). В Торе сказано лишь, что тако-
вые служители зла «не должны находиться у тебя», т. е. действовать
среди святого народа, но должны быть изгнаны (Втор. 18, 10–12).
Не только «профессиональные» черные маги и жрецы злых сил опасны
для народа: тайные уговоры идолослужителей могут быть еще опаснее,
если они исходят от кровных родственников, или жены, или «друга, кото-
рый для тебя, как душа твоя» (ст. 6).

Запрет «иных служений» относится ко всем без исключения богам,
кроме Всевышнего,—
…Богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или
отдаленных от тебя, от одного края земли до другого… (Втор. 13, 7)

Человек, стремящийся склонить кого-либо к «иному служению», под-
вергался особой каре: на него возлагали руки все члены общины, начи-
ная с ближайших родственников и друзей, которых он предал, пытаясь
отвратить от Господа. Через возложение рук на отступника переходили
грехи всей общины (подробнее об этом см. с. 685–687), и под их «каменной
тяжестью» он умирал (ст. 8–10):
…Весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать
среди тебя такого зла. (Втор. 13, 11)

В случае же сознательного отступления от Господа целого города, его
жителей предписано подвергнуть заклятию (здесь — изгнанию из Святой
земли) под угрозой меча, а город навсегда разрушить (ст. 12–16).
«…Ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей…»,— предупреж-
дает Моисей, картинно уподобляя присвоение заклятого «прилипанию»
вещей к руке (которая, став с ними как бы одним целым, теперь и сама
подпадает под заклятие — ст. 17).
Все сказанное относится и к нашей внутренней жизни. Только очистив
сердце от идолопоклонства, мы освобождаем в нем место для Господа:
…А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я
буду жить среди них вовеки. (Иез. 43, 9)

…Глава 14 открывается предписанием о внешней благопристойности,
в противоположность языческим обычаям:
Вы сыны Господа, Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не
выстригайте волос над глазами вашими по умершем… (Втор. 14, 1)

Глагол ??? ‹гада?д› употреблен здесь в значении «истязать себя поре-
зами», как это делали в моменты экстатической пляски ханаанейские
жрецы (III Цар. 18, 28). Служение Всевышнему несовместимо с дейст-
виями, наносящими урон здоровью, ибо Он заботится о людях как о Своих
детях (поэтому запрету предпосланы слова о сыновнем отношении к Соз-
дателю). Имеются в виду также и особые магические порезы и остаю-
щиеся после них рубцы, используемые (как, например, в некоторых
африканских культах) для привлечения духов, с которыми человек или
племя вступают в союз. Эта практика — частный случай черной магии.
Той же цели служат и специальные магические татуировки, кате-
горически запрещаемые Законом (Лев. 19, 28). К упомянутой колдовской
практике восходят и современные «говорящие», или «знаковые», татуи-
ровки (в преступном мире и т. п.).
Еще один запрет — не выражать траура по умершим обезображивани-
ем своей внешности. Такими действиями язычники пытались «запугать»
души покойников (или саму смерть), внешне уподобляясь страшным
духам, или же «задобрить» их, принося им в жертву «волосы над глаза-
ми своими».
Верующие обязаны понимать, что дух близкого человека, расставший-
ся с телом, достоин любви, памяти и молитв, в то время как мертвое
тело не должно вызывать ни ужаса, ни суеверного почитания. Писание
требует поскорее предать его земле (Быт. 23, 2–4).
…За предписаниями о внешней благопристойности следуют пищевые
запреты. Их соблюдение способствует очищению «нефеша» («животной
души»; см. наш комментарий на с. 652). Перечень запретов завершается
следующими словами:
Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жили-
щах твоих, отдай ее — он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ свя-
той у Господа, Бога твоего… (Втор. 14, 21)

Словом «иноземец» переведено древнееврейское ???? ‹нохри?› — «чу-
жой», «отчужденный»: имеется в виду язычник, упорствующий в много-
божии и, следовательно, сознательно отчуждающий себя от общества Гос-
подня (ср. Втор. 15, 3; 17, 15). Такому человеку можно предложить
«ритуально нечистую» пищу (собирательно названную здесь «мертвечи-
ной»). Разумеется, отдавая ему такую пищу, следует предупредить, что
она из себя представляет. Народу же Божьему запрещено соприкасаться
со всем, несущим на себе отпечаток смерти — как духовной, так и физи-
ческой (Римл. 6, 16)…
Поскольку в этой главе говорится о пище, здесь же изложены пред-
писания о десятинах, отделяемых от урожая и приплода скота.
Сначала сказано о второй десятине. Она, в отличие от первой (в пользу
Святилища и священников — Лев. 27, 30–32; Числ. 18, 21) и третьей (в поль-
зу неимущих — Втор. 26, 12–13), должна была употребляться в праздники
для общественных пиршеств при Храме. Обязательными участниками этих
пиршеств становились левиты и бедняки (ст. 22–27; ср. Втор. 16, 10–11).
Затем дается предписание и о третьей десятине:
…И пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и прише-
лец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят
и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле
рук твоих, которое ты будешь делать. (Втор. 14, 29)

Согласно законам духовного мира, благословение приходит к благо-
словляющему, любовь — к любящему, милость — к милующему. Помощь
неимущим — путь к изобилию, и «рука дающего не оскудеет»:
Он был щедр, роздал нищим; правда его пребывает вовеки; рог его
вознесется во славе. (Пс. 111, 9)

Тема помощи неимущим развивается и в следующей, 15-й, главе. С на-
ступлением каждого седьмого, «субботнего», года (считая со времени по-
селения в Ханаане — Лев. 25, 1–7) прощаются все долги, благодаря чему
в значительной степени восстанавливается имущественное равенство:

В седьмой год делай прощение.
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал
взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего
или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. (Втор.
15, 1–2)

При этом нуждающемуся, как в обычное время, так и в преддверии
«субботнего» года, непременно следует давать взаймы, снабжая его всем
необходимым:
Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из
жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не
ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем
он нуждается… (Втор. 15, 7–8)

Запрещается отказывать в займе под предлогом того, что приближает-
ся седьмой год, когда долги аннулируются (ст. 9). Такую «осторожную»
(а в действительности — бесчеловечную) мысль может внушить сердцу
только ????? ‹Бэлийаа?ль› — Велиал, злой дух (ср. Пс. 40, 9; II Кор.
6, 15). Его имя означает «лишенный высоты» (т. е. неспособный к духов-
ному восхождению) или «лишенный ярма» (т. е. отказавшийся принять
на себя иго Закона, беззаконник). В Синодальном переводе выражение
«да не будет слово Велиала при сердце твоем» передано несколько иначе —
«чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль»:
…Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «При-
ближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сде-
лался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он
возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех… (Втор. 15, 9)

Милосердное отношение каждого к бедным и нищим помогает всему
народу исполнять свою священную миссию:
…Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты
будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и гос-
подствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господ-
ствовать. (Втор. 15, 6)

Обетование относится не только к экономическому процветанию изра-
ильского царства. Речь идет прежде всего о духовном преимуществе; о том,
кто у кого будет заимствовать основы миропонимания, кто кому станет
подражать: языческие народы — Израилю (в смысле принятия ими Моно-
теизма и основ Закона Божьего) или же израильтяне — язычникам…
Заповедь о помощи неимущим — одна из основных в Священном
Писании. Она неотделима от распространения понятия «ближний» на
всякого, кто нуждается в твоей помощи:
…Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю
тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему
на земле твоей. (Втор. 15, 11)

Древнееврейское ????? ‹эв’йо?н›, «нищий», восходит к глаголу ???
‹ава?›, означающему «хотеть», «желать», «жаждать», «стремиться». Сло-
вом «эв’йон», следовательно, обозначается человек, в чем-либо крайне
нуждающийся — будь то нужда материальная или духовная. Само собой
разумеется, что даже в том случае, если общество удовлетворит матери-
альные нужды всех своих членов и нищих в обычном понимании в нем
не останется,— всегда будут люди, нуждающиеся в духовной помощи,
поддержке, руководстве. Вот таким-то «бедным» и «нищим» братьям,
которые «всегда будут среди земли», также предписано отверзать руку
помощи.
Излагаемые далее установления об освобождении рабов в седьмой год
нами уже рассматривались (см. с. 428–430). Предписания Закона о рабах
пробуждали у израильтян сочувствие и к другим страдающим и неиму-
щим — ближним и дальним, учили поступаться ради них своими интере-
сами и жить жизнью жертвенной, полной любви.
Той же цели служит и заповедь о посвящении Господу всего перво-
родного: она развивает способность жертвовать, приучает чем-то посту-
паться, что-то отдавать.—
Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего
и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему… (Втор. 15, 19)

В главе 16 описываются главным образом праздники. Ее содержание
повторяет и варьирует сказанное в Исх. 23, 14–17; 34, 22–25; Лев. 23;
Числ. 28–29 и др. Новой является заповедь о том, что Пасху и другие
праздники следует совершать «только на том месте, которое изберет Гос-
подь» (ст. 6, 11 и 15–16):
Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лицо Господа,
Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник Опресноков, в празд-
ник Седмиц и в праздник Кущей; и никто не должен являться пред лицо
Господа с пустыми руками,
Но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа,
Бога твоего, какое Он дал тебе. (Втор. 16, 16–17)

Сказанное связано с запретом приносить жертвы вне Святилища; тем
более это относится к важнейшим — праздничным — жертвоприношениям
(Втор. 12, 13–14).
Праздновать с весельем и радостью может лишь тот, чье сердце чисто
пред Богом; полноценные праздники возможны лишь там, где соблюдает-
ся справедливость и пресекается беззаконие. Только праведным дано
«торжествовать о Господе»:
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все пра-
вые сердцем. (Пс. 31, 11)

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha