Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
д. Литовня






Недельная глава Торы. Шмот. Почему?!

Недельная глава Торы

Это, наверное, один из старейших вопросов в истории человеческой мысли. И конечно, это один из наиболее волнующих, часто задаваемый и наименее разрешенных вопросов. Почему, ну почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?!


Все задают этот вопрос: философы, теологи, мясники, печники и свечники. Но никто по-настоящему не может на него ответить. Писание посвящает сорок первую главу Книги Иова этой теме, предлагая несколько интересных объяснений только для того, чтобы потом их отвергнуть и сделать вывод о том, что ограниченный человек не может понять пути Г-сподни.

Для большинства противостояние злу – это то, что возникает на основе встречи со своими жиненными трудностями. Для настоящего лидера, ощущаещего боль своего народа как свою собственую, это глубокий крик, исходящий из казалось бы бездонного колодца человеческих страданий.

В случае с Моисеем этот крик не заставил себя долго ждать. Вскоре после того, как Б-г явился ему в горящем кусте и назначил его освободителем народа Израиля, Моисей взвращается к Нему:

«И возвратился Моше к Господу, и сказал: «Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу? Почему Ты послал меня? С тех пор, как я пришел к фараону говорить от Имени Твоего, он хуже стал поступать с этим народом, а спасти… Ты не спас Свой народ!»»1

И что говорит Всевышний? Подожди еще немного и ты увидишь, что все в итоге будет хорошо. Ободряющие слова. Особенно когда они исходят из уст самого Вс-вышнего. Но ответа на основной Вопрос все так и нет.

Был ли ошибкой протест Моше? Беглый анализ толкований, данных в Талмуде и Мидрашах, относительно диалога Моше со Всевышним наводит на мысль, что так оно и есть. Моше порицается за то, что он не достиг той беззаветной веры, что была у Праотцев; а по некоторым мнениям, он впоследствие даже был наказан за этот всплеск чувств.

Но фундаментальным правилом учения Торы является то, что «Тора не говрит негативно даже в отношении нечистых животных» за исключением тех случаев, когда она может таким образом преподнести положительный и конструктивный урок. С какой целью Тора говорит нам об «ошибке» Моше?

Некоторые скажут, что это должно научить нас, что даже такие великие люди как Моше могут переживать сомнения и отчаяние. Любавичский Ребе, однако, подходит к этому иначе. Адресованный Б-гу протест Моше, говорит Ребе, не был следствием недостатка его веры, а наоборот проявлением веры высшего порядка.

На самом деле, вопрос-возглас-протест «Почему Ты содеял зло этому народу?!» может прозвучать только из уст истинно верующего человека. Неверующий тоже может быть возмущен жестокостью и cтраданиями нашего мира, но только кому он адрессует свое негодование? Слепой судьбе? Безличному богу физических законов и эволюционных процессов? Произвольному сочетанию кварков, из которых состоит вселенная?

Даже те, кто верят в Б-га, не обязательно сподобятся на то, чтобы требовать у него объяснений, как это сделал Моше. Они могут не верить, что Он действительно ответственен за все происходящее в мире. Они могут не быть уверены в Его безграничной доброте. Они могут думать, что бесполезно протестовать, потому что Его не очень волнует, что они чувствуют по этому поводу. Или может в их жизни просто все в порядке, а происходящее в остальном мире их не особенно-то и волнует.

Но истинно верующий человек наоборот знает, что все происходящее, происходит только потому, что это было предписано Свыше. Он знает, что Б-г – это квинтесенция добра и что только добро исходит от Него. И он также знает, что человек может говорить с Б-гом и рассчитывать на ответную реакцию на его мольбу. Так что ему ничего не остается, кроме как крикнуть: «Почему Ты содеял зло этому народу?!»

Вот чему мы должны научиться у Моше. Мы должны говорить с Б-гом, требовать у него объяснений, cпрашивать Его: «Почему в Твоем мире есть зло и страдания?» У нас недостаточно знания, чтобы понять ответ; но мы, тем не менее, должны верить и переживать настолько, чтобы задавать вопрос.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha