Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА — Глава 19 ПОБЕДИВШИЙ ХРИСТОС

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Мы, несомненно, увидим, что это трудная и шокирующая книга; но, в то же время, в высшей степени целесообразно изучать ее до тех пор, пока она не даст нам свое благословение и не раскроет своих богатств.


Это один из самых драматических эпизодов во всем Откровении — появление Победившего Христа.

1. Иоанн видит Христа — Победителя, по выражению Суита, «царственного командира, сопровождаемого блестящей свитой». Это специфически иудейская картина. Иудеи мечтали о воинствующем Мессии, который поведет народ Израиля к победе и на разгром врагов.

Вот одно из раввинских образов Мессии: «Как прекрасен Царь Мессия, который выйдет из дома Иуды. Он препоясал чресла свои и пошел войной против тех, кто ненавидит его; цари и князья будут убиты; он окрасит в кровь убитых реки… одежда его будет обагрена кровью».

Белый конь — символ победителя, потому что и римский военачальник ехал на своем триумфе верхом на белом коне.

Хорошо будет нам помнить, что в основе этой картины лежат иудейские ожидания будущего, и что она имеет мало общего с Христом Евангелий, Который был кроток и смирен сердцем.

2 Его имя — Верный и Истинный. А это, напротив, нечто, что сохраняет свою ценность во все времена. Христос охарактеризован двумя словами.

а) Он верный. В греческом это пистос; тот, кому можно полностью доверять.

б) Он истинный. В греческом это алефинос, которое имеет два значения. Во-первых, это значит истинный в том смысле, что Иисус Христос — это Тот, Кто приносит истину и в речи Которого никогда не было ничего фальшивого.

Во-вторых, это значит реальный, подлинный в противоположность нереальному. В Иисусе Христе мы встречаемся с реальностью.

3. Он праведно судит и воинствует. Иоанн опять же находит свою картину в словах пророков Ветхого Завета, где говорится об избранном царе Божием: «Он будет судить бедных по правде» (Ис. 11,4). В век Иоанна хорошо знали извращение правосудия; никто не мог ожидать правосудия от какого-то капризного языческого тирана. В Малой Азии даже проконсульский суд брал взятки и выносил неправильные решения. Войны были скорее делом честолюбия, тирании и оппозиции, нежели справедливости. Но когда приходит побеждающий Христос, Он будет справедливо осуществлять свою власть.

НЕПОЗНАВАЕМОЕ ИМЯ

Мы начинаем описание Победившего Христа.

Очи у Него как пламень огненный. Это мы уже встречали в 1,14; 2,18; а символизирует это все истребляющую силу Христа. На голове Его много диадим. Диадима — это царская корона, в отличие от стефанос — венка победителя. Может показаться странным, что на голове Его много корон, но во времена Иоанна это было вполне естественно. Не было ничего необычного в монархе, у которого на голове было более одной короны, в знак того, что он царь нескольких стран. Так, например, когда египетский царь Птолемей вошел в Антиохию, у него на голове были два венца — Азии и Египта (1 Макк. 11,13). На голове Христа — Победителя много корон, чтобы показать, что Он — Господь всех царств земных.

Имени Его никто не знает, кроме Него Самого. Смысл этого отрывка неясен. Что это за имя? Высказывались многие предположения.

1. Было высказано предположение, что имя это — куриос — Господь. В Фил. 2,9-11 читаем об «имени выше всякого имени», которое Бог дал Иисусу Христу за Его абсолютное послушание, и там это имя почти наверняка — Господь.

2. Было высказано предположение, что это имя Яхве (Иегова), иудейское имя Бога. Дело в том, что в древнееврейском не было гласных букв; их должен был подставлять читатель. Никто не знает, что за гласные были в слове; имя, в сущности, столь свято, что его никогда не произносили. В русском оно произносится Иегова, но гласные в Иегова те же, что и в древнееврейском слове Адонай, что значит Господь; имя, которым иудеи называли Бога, чтобы избежать произношения священного имени. Многие ученые считают, что имя должно быть Яхве. Буквы называются «четырехбуквенное имя», или «священные четыре буквы».

3. Может быть, что это имя откроется лишь при полном и окончательном единении Христа и Церкви. Иудеи верили, что имя Бога человек может узнать лишь после того, как войдет в жизнь небесную.

4. Может быть, здесь нашла отражение древняя идея, что знание имени небесного существа дает человеку определенную власть над ним. В двух ветхозаветных историях — борьба Иакова в Пенуэле (Быт. 32,29) и явление ангела Господня Маною (Цар 13,18), — небесный посетитель отказался назвать свое имя.

5. Может быть, мы так никогда не узнаем символику неведомого имени, но Суит высказал прекрасную мысль, что в сущности Христа всегда должно оставаться нечто недоступное для человеческого понимания. «Несмотря на то, что Церковь предлагает помощь, ум не может усвоить внутреннее значение личности Христа, которая ускользает от любых попыток уложить ее в понятия человеческого знания. Только Сын Божий может понять тайну Своего существа».

СЛОВО БОЖИЕ В ДЕЙСТВИИ

Вот еще две картины Христа.

1. Он одет в обагренную кровью одежду; не Своею кровью, а Его врагов. Р. Г. Чарльз говорит, что здесь надо помнить, что Небесный Вождь на этот раз не убиенный, а убивающий. Иоанн, как и всегда, берет эту картину из Ветхого Завета и мыслит в ужасных картинах Ис. 63,1-3, где пророк описывает возвращение Бога после уничтожения Едома: «Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое». Это скорее Мессия иудейских апокалиптических ожиданий, нежели Мессии, на Которого притязал Сам Иисус.

2. Имя Его — Слово Божие. Хотя слова эти те же, что в первой главе четвертого Евангелия, значение их совершенно иное и намного проще. Здесь мы имеем чисто иудейскую идею Слова Божия. В представлении иудея слово не было просто набором звуков; оно совершало дела. Как пишет Джон Патерсон в книге «Книга, которая жива»: «Сказанное слово было ужасно живым в древнееврейском. Это был не звук или набор звуков, необдуманно сорвавшихся с губ. Это была заряженная единица энергии. Эта энергия должна была принести счастье или горе». Это видно, например, в древней истории о том, как Иаков обманным путем получил от Исаака благословение (Быт. 27). Данное благословение нельзя было взять назад.

Если это справедливо относительно слова человека, насколько справедливо это должно быть по отношению к Божественному слову. Бог словом сотворил землю и небо и все что на них и в них. И сказал Бог — эта фраза повторяется снова и снова в истории творения (Быт. 1,3.6.9.14.26). Слово Божие, сказал Иеремия, подобно молоту, разбивающему скалу (Иер. 23,29).

Активное, действенное слово выполняло заповеди Бога. Эта идея заключена и в Евр. 4,12: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого». Называя Христа-Воителя Словом Божиим, Иоанн имел в виду, что здесь действует вся сила слова Божия; все, что Бог сказал и чем он угрожал и что Он обещал — все это воплощено во Христе.

МСТИТЕЛЬНЫЙ ГНЕВ

Здесь дается расширенное описание Христа-Воителя.

За Ним следовали воинства небесные. Мы можем вспомнить здесь слова, сказанные Иисусом при взятии Его под стражу, что Он мог бы иметь двенадцать легионов ангелов, которые будут сражаться за Него (Мат. 26,53). Воинства небесные — это сонмы ангелов.

Из уст Его исходят острый меч (1,16). Это описание взято из двух ветхозаветных отрывков. У пророка Исаии сказано о небесном Царе: «Жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11,4). А псалмопевец говорит о мессианском царе: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2,9). И опять же нельзя забывать, что эта картина написана в иудейских образах.

Он топчет точило вина ярости и гнева Бога. Это значит, что Христос-Воитель топчет виноград, чтобы получить вино гнева Божия, которое должны в свой смертный час выпить Его враги.

Трудность заключается в том, чтобы выяснить, что же стоит за тем, что на одежде и на бедре Христа-Воителя написано имя Царя царей и Господа господствующих. По этому поводу было высказано много различных предположений. Было высказано предположение, что имя либо вышито на Его поясе, либо выгравировано на рукоятке Его меча. Было также высказано предположение, что оно начертано а поле Его плаща, потому что у всадника там его легче всего прочитать. Было высказано предположение, что оно действительно написано на Его бедре, потому что иногда на бедрах статуй делалась гравировка титулов. Складывается впечатление, что имя мог видеть каждый, и потому, вероятнее всего, что оно было написано на поле одеяния Христа-Воителя, закрывавшей Его бедро, когда Он сидел верхом на белом коне. В любом случае, имя указывает на то, что Он величайший из правителей, единственный действительно Божественный и Царь всех.

ГИБЕЛЬ ВРАГОВ ХРИСТОВЫХ

Перед нами мрачная картина птиц, приглашаемых со всех сторон неба питаться телами убитых. И эта картина взята прямо из Ветхого Завета, из описания побоища Гога и Магога у пророка Иезекииля: «Скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым… Мясо мужей сильных будете есть и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов… И будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения от жертвы Моей, которую Я заколю для вас» (Лез. 39,17-19). Эта кровожадная картина опять же соответствует скорее ветхозаветным апокалиптическим ожиданиям, нежели благовествования Иисуса Христа.

Это повторение образности главы 13. Зверь — это Неро редививус; лжепророк — провинциальная администрация по внедрению культа кесаря; принявшие начертания зверя — это те, кто поклонялся кесарю; цари земные и их воинства — парфянские орды, которые Нерон должен был вновь повести против Рима и против мира.

Таким образом, собираются вместе все враждебные Богу силы, но Христос-Воитель должен победить. Антихрист и его оруженосцы сброшены в огненное озеро, и их приверженцы убиты, чтобы ждать в аду Судного дня.

Космическая драма приближается к концу. Еще ничего не было сказано о судьбе сатаны, и вот теперь мы увидим его судьбу.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.