Пастырь Раввин Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Россия
с. Литовня






ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА — Глава 22 ХРИСТОВЫ ПРИТЯЗАНИЯ

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Мы, несомненно, увидим, что это трудная и шокирующая книга; но, в то же время, в высшей степени целесообразно изучать ее до тех пор, пока она не даст нам свое благословение и не раскроет своих богатств.


Воскресший Христос еще раз объявляет о Своем скором Втором Пришествии и делает два важных заявления.

1. Возмездие Его с Ним и Он воздаст каждому по Делам его. Суит считает: «Иисус говорит, как верховный управляющий, Который на закате мира созывает Своих работников, чтобы выдать им дневную плату».

2. Он — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Это повторение титулов, приведенных в 1,17; 2,8; 21,6. Здесь заключена не только одна идея.

а) Здесь заключена идея завершенности. Греки употребляли выражение от альфа до омеги, а иудеи — выражение от альфа до тау в смысле полноты, завершенности. Так, например, Авраам соблюдал весь закон от алеф до тау. Это символ того, что в Иисусе вся полнота и Ему ничего не нужно из другого источника.

б) Здесь заключена идея власти. Греки говорили, что Зевс — начало, середина и конец. Иудеи переняли эту идею и применили ее к Богу, толкуя эту фразу по-своему. Они говорили, что Бог — начало, и потому Он ни от кого не принял Своей власти; Он — середина, и потому Он ни с кем не делит Своей власти; Он — конец, и потому Он никогда никому не передавал Своей власти.

ПРИНЯТЫЕ И ОТРИНУТЫЕ

1. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, ибо они имеют право войти в град Божий. Те, которые омыли свои одежды, имеют право войти в град Божий. Эти две фразы очень похожи между собой. Те, которые соблюдают заповеди Его, в греческом — хой пойоунтес тас ентолас; и те, которые омыли свои одежды, в греческом — хой плунонтес тас столас. В эпоху ранней Церкви все манускрипты писались прописными буквами, без всякого интервала между словами.

В лучших списках стоит: «Те, которые омыли свои одежды», но отсюда хорошо видно, как писцу могла вкрасться ошибка при переписывании; он подставлял более привычную фразу.

Эта фраза указывает на то, какую роль играет человек в процессе спасения. Иисус Христос Своей жертвой на Кресте дал людям благодать, через которую только они и могут быть спасены, но человек должен причаститься этой жертвы. Приведем простой пример. Мы можем принести человеку мыло и воду, но не можем заставить его пользоваться ими. Те, кто входит в град Божий, приняли жертву Христову.

2. Далее следует перечень тех, которым закрыт вход в град Божий. Мы уже рассматривали в 21,8 очень похожий список тех, кто брошен в озеро огненное. Новыми здесь являются псы. Это слово может иметь два значения.

а) Собака была символом всего дикого и нечистого. Суит говорит: «Люди, которые видели бродячих собак в кварталах ближневосточных городов, не удивятся тому презрению и отвращению, которое восточные люди вкладывают в это слово». Потому и иудеи называли язычников псами и собаками. Есть такая раввинская поговорка: «Есть с идолопоклонниками — это все равно, что есть с собаками. Кто такие собаки? Это необрезанные». Комментатор Откровения Андрей высказал предположение, что псы — это не только самые бесстыдные и неверующие, но и христиане, которые после крещения «возвращаются к своей блевотине». И потому псы могут символизировать все самое отталкивающее.

б) Но есть и еще одна возможность. Во Втор.3,18 есть странная фраза: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету». Первая часть фразы совершенно ясна: нельзя приносить Богу в жертву деньги, заработанные проституцией. Но выражение цены пса представляет трудности. Смысл здесь заключается в том, что, в древних храмах были не только проституирующие жрецы, но и проституирующие жрецы-мужчины, и их то обычно и называли псами, кобелями. Пес может означать совершенно безнравственного человека, и в этом смысле оно, по-видимому, употреблено здесь.

Из града Божия исключены все, кто любит и творит ложь. Это эхо слов псалмопевца: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Пс. 100,7).

ГАРАНТИЯ ИСТИННОСТИ

Иисус гарантирует истинность всего того, что видел и слышал Иоанн. Смысл этой гарантии таков. Книга начинается с обещания откровения, данного Иисусом Христом (1,1); здесь же Иисус свидетельствует, что в том виде, как Иоанн получил откровение, он получил его от Него.

Он продолжает и предъявляет, так сказать, Свои верительные грамоты, Свои полномочия. «Я есмь корень и потомок Давида», — говорит Он. Это указание на Ис. 11,1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Иисус говорит, что в Нем — исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанный потомок.

«Я… звезда светлая и утренняя», — говорит Он. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. Так, например, раввины называли Мардохея. Более того, такое имя должно было напоминать великое мессианское пророчество: «Восходит звезда от Иакова» (Числ. 24,17).

Все это пробуждало и другие сферы размышлений. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи; перед Иисусом бегут ночь греха и смерти.

А это, конечно же, будило новые воспоминания. В дни, когда Он ходил во плоти, Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8,12). Сказав, что Он — утренняя звезда, Воскресший Христос еще раз заявил, что Он — свет миру и победитель мирской тьмы.

ВЕЛИКОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Этот отрывок толкуют по-разному.

Суит считает первые две части призывом ко Христу исполнить Свое обетование и скоро вернуться в этот мир; а третью часть — приглашением к жаждущей душе обратиться ко Христу. Но нам кажется совершенно невероятным, чтобы между первой и второй частью, с одной стороны, и третьей частью, с другой стороны, было такое большое Различие. Более вероятно, что весь отрывок — великое приглашение ко всем людям обратиться ко Христу. Он распадается на три части.

1. Приглашение Духа и невесты. Церковь, как мы знаем — это Церковь. Но что следует понимать под Духом? Это может быть Дух, Который действует во всех пророках, и Который всегда зовет людей назад к Богу. Но еще более вероятно, что Иоанн имеет под Духом в виду голос Самого Иисуса. Иоанн заканчивает послания к семи церквам приглашением послушать, что Дух говорит (2,7.11.17.29; 3,6.13.22). А обращается к семи церквам Сам Воскресший Христос, а Христос — Дух. Вполне возможно, что выражение: «Дух и невеста говорят: прииди!» значит, что Христос и Его Церковь соединяют в этой фразе предложение принять все, что Он предлагает людям.

2. «Слышавший да скажет: прииди!» символизирует великую истину, что каждый христианин должен быть миссионером. Тот, кого нашел Христос, должен найти для Христа других.

3. Третья часть представляет собой приглашение ко всем страждущим душам обратиться к Иисусу Христу, чтобы Он удовлетворил их потребности. Это должно напомнить нам о приглашении Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55,1); а также о великих словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан. 6,35). Лишь во Христе может быть удовлетворена жажда душевная.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

К этому торжественному предостережению надо кое-что сказать.

1. Это предостережение не разрушать заложенного в книге учения. Это, собственно, то же, что имел в виду Павел, когда говорил: «Кто благовествует вам не то (Евангелие), что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1,8.9). Нельзя изменять истину.

2. Такие же предостережения мы находим и в других местах в Библии. «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4,2). «Всякое слово Бога чисто: … Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30,5.6).

В послании Аристея повествуется о том, как по указу египетского царя семьдесят книжников-иудеев подготовили Септуагинту, греческий перевод иудейской Библии. Когда задание было выполнено, «их попросили произнести обычное по их обычаям проклятие каждому, кто сделает какое-либо изменение, прибавив что-нибудь или изменив каким-либо образом, либо опустив какие-либо написанные слова» («Послание Аристея» 310,311). В предисловии к своей книге «О началах» Руфин заклинает перед лицом Бога Отца, Сына и Святого Духа, каждого, кто читает или переписывает его книгу, ничего не прибавлять, не изымать, не вставлять и не изменять. Евсевий приводит («Церковная история» 5,20.2) пример, как заканчивает свою книгу великий ученый второго века Ириней Лионский: «Заклинаю тебя, когда будешь переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и Его славным пришествием, когда Он придет судить живых и мертвых, сравнить то, что ты написал, с этим манускриптом, и исправить, а также написать это заклинание на твоей копии».

В древности, когда все книги переписывались от руки, и каждый человек знал, как просто переписчику сделать ошибку при переписывании, существовал обычай вставлять в конце книги строгое предостережение относительно изменений.

И вот в свете этого обычая мы и должны читать слова Иоанна.

Надо же представить себе, как часто Иоанн указывает на то, что Иисус Христос придет в любой момент (22,7.10.12.20). «Се, гряду скоро», — вот рефрен всей главы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

В заключительных словах Откровения звучит и пафос и слава. Среди ужасных гонений того времени Иоанн страстно и больше всего ждал скорого возвращения Христа. Эта мечта не осуществилась так, как он этого ожидал, но мы не можем сомневаться в том, что Иисус с избытком исполнил Свое обещание, что Он пребывает с Его людьми во все дни до скончания века (Мат. 28,20).

Затем следует слава. Что бы ни случилось, Иоанн был уверен в благодати Господа Иисуса Христа, а также в том, что ее с избытком хватит на всех и вся.

Это, несомненно, символично и это правильно, что последним словом Библии должно быть слово благодать.

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.