Пастырь Владимир
Эл.почта: schc@rambler.ru
Приднестровье
с. Владимировка






САМУИЛ ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ (миссиология)

Самуил последний судья Израиля

В данной работе мне хочется отметить ту уникальную роль, которую сыграл Самуил в истории Израиля. Описать его жизнь, показав тем самым, что с самого рождения и до самой смерти этот удивительный человек служил только Богу и Израилю
Немаловажным является само его избрание Богом на ту роль, которую он, в конце концов, и сыграл.


В данной работе мне хочется отметить ту уникальную роль, которую сыграл Самуил в истории Израиля. Описать его жизнь, показав тем самым, что с самого рождения и до самой смерти этот удивительный человек служил только Богу и Израилю
Немаловажным является само его избрание Богом на ту роль, которую он, в конце концов, и сыграл.
Далее мне хочется показать ревность Самуила по Богу и его смирение перед волей Божией.
Открыть его верность Израилю и показать его жертвенный путь в служении народу, как судьба Самуила переплетена с судьбой еврейского общества.
Рассказать о роли Самуила в установлении политического статуса государства Израиль, как монархической системы.
Сравнить путь Самуила и путь Иисуса Христа.

СТАНОВЛЕНИЕ САМУИЛА КАК СЛУЖИТЕЛЯ БОЖИЯ

Еще от чрева матери Самуил был определен на служение Богу. Само рождение пророка было необычным. Его мать Анна была бесплодна, но, в отличие от современных женщин, очень хотела иметь ребенка. В те времена было не прилично замужней женщине быть без детей. Отсюда такая искренняя мольба Анны о даровании ей дитя, свою просьбу она сопроводила обетом, в котором обещала посвятить своего ребенка на служение Богу.
Отец Самуила Елкана происходил из колена Левия, хотя и жил среди ефремлян. Елкана любил Анну больше, чем другую свою жену, возможно вторая его жена Феннана была взята именно по причине бесплодия Анны. Как бы то ни было, но после того как Анна дала вышеупомянутый обет, она забеременела и в положенное время родила сына, которому дала имя Самуил.

«Слово это означает нечто вроде «Имя его Бог», но Анна, вероятно, уловила в нем иные ассоциации. Так, «Самуил» созвучно шамуа эль – «услышал Бог».

После того как Анна выкормила сына, она исполнила данный ею обет и привела Самуила в Силом, чтобы отдать его на служение Господу – как пожизненного назорея. «Как правило, такие обеты давались на определенный срок, а Самуил должен был стать особым случаем, посвященным для служения Богу на всю жизнь. Очень вероятно, что он должен был явиться противопоставлением Самсону, назорею, который не до конца сохранил свое состояние посвященности».
Возрастая Самуил служил Богу усердно, как мы видим из повествования:

«1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко
в те дни, видения были не часты.
2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, –глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, –
3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;»

(1 Царств 3 гл.)

Здесь мы видим, что «отрок Самуил служил Господу». По всей видимости он следил за светильниками.

«огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился.
Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время в храме Господнем.»

Работа эта достаточно утомительна, особенно для ребенка, что говорит об особой миссии к которой готовил Самуила Бог.
В этот момент Бог посылает ему дар пророчества. Это не единственный дар, которым Бог отметил своего служителя. Как мы знаем, он впоследствии будет судьей и духовным лидером, да и политическая власть будет в его руках.
Уместно заметить, что Бог не дает дары духовные кому ни попади. Это особый знак внимания со стороны Всевышнего, значит Самуил достоин такого дара. Более того, пророчество касалось того, кто заменил ему отца. Возможно он даже не хотел говорить Илии те слова, которые Бог вложил Самуилу. Но Илия тоже обладает даром пророчества, но по причине не умения воспитывать собственных детей, что не может являться добродетелью, Илий сам подпадает осуждению. Другими словами, он не обличал и не наказывал своих отпрысков, что привело к семейной трагедии. На, еще, юного Самуила легла нелегкая задача передать волю Божию о детях Илии. Если до этого момента он мог нести только священнические функции, то с этого времени Самуил становится более, нежели просто служитель храма, он становится пророком, который слышит волю Божию.
Пророк был тоже религиозным деятелем, который мог быть связан со святилищем, как Самуил в первые годы, но он существенно отличался от священника.

«Священники обычно становились священниками потому, что они родились в семье священника, а для того, чтобы стать пророком нужно было лично получить призвание на служение.»

Хочется также заметить, что этот дар будет для него хорошим подспорьем в его служении, как Судьи Израиля. В данном же случае Илий тоже мог засвидетельствовать, что Самуил призван Богом на служение, поэтому не было никаких сомнений в авторитетности этого призвания.

«Первое пророчество Самуила было признано Илией как истинно полученное от Бога. Этим было положено начало служению Самуила как пророка Господнего, каковым он оставался до конца жизни.»

1 Царств 3:20
«И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.»

СЛУЖЕНИЕ САМУИЛА КАК СУДЬИ ИЗРАИЛЯ
Через какое-то время, после пророческого слова к Самуилу, израильтяне выступили против Филистимлян и потерпели поражение при Афеке. Тогда израильтяне послали за ковчегом завета, суеверно полагая, что его присутствие поможет обратить поражение в победу. Но ковчег не помог Израилю в этой битве, более того в этом сражении были убиты оба сына Илии. Когда тот узнал об их кончине, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. В конце концов, при Соломоне, этот священнический род будет отринут от своего служения Богу, как и пророчествовал Бог через Самуила.
Проходит еще лет двадцать прежде чем Самуил обратился к народу израильскому с призывом оставить иных богов и обратиться к Богу истинному, показать Ему свою преданность и собраться в Массифу для совместной молитвы.

«Этот город был обычным местом сбора Израиля в особых случаях. Так, в дни судей там решалась судьба колена Вениаминова, повинного в зверском убийстве наложницы левита. Позднее Саул был представлен в Массифе же Израилю как его царь. После разрушения Иерусалима вавилонянами Массифа даже стала столицей Иудейского царства.»

Филистимляне, по всей видимости, решили, что евреи вынашивают какие-то враждебные планы против них, а потому ни что же сумляшеся пошли на Израиль войной, дабы предупредить всякие военные действия против своих владений.
Но Господь услышал Самуила (не даром его имя переводится «услышал Бог») и навел ужас на филистимлян. Израильтяне перехватывают инициативу и наносят сокрушительное поражение.
Самуил предстает здесь как истинный попечитель народа израильского, который, не смущаясь недавнего поражения от тех же филистимлян, а также смущения и страха среди израильтян, обращается с молитвой веры и получает от Господа вполне действенную помощь, Бог приводит в ужас врага.
После этой победы при Авен-Езере Самуил стал править Израилем.

«13 Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.
14 И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями.
15 И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей:
16 из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах;
17 потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу.»
(1Царств 7гл.)

Отсюда видно как обильно благословил Господь Израиль через Самуила. Филистимляне уже больше не беспокоили израильтян во время его правления, даже более того, Израиль вернул себе города, которые некогда были у него отняты филистимлянами.
«Хотя здесь представлен очень скупой портрет Самуила, он дает возможность бросить короткий взгляд на идеального правителя. Его поставил Бог и Бог наставлял его. Теперь Самуил смог читать мысли своего народа и оказался способным действенно укорять израильтян. Он проявил себя решительным на слове и на деле и он пребывал в полном контакте с Богом. Не случайна также и его забота обеспечить правосудие и справедливость.»
По всей видимости правление Самуила было спокойным, без особых событий, можно сказать что установившаяся стабильность и покой лишили нас лет около тридцати в истории Израиля. На самом деле о таких «скучных» временах мечтают все народы земли. У японцев по этому поводу есть даже поговорка в виде молитвы: «Не дай мне Боже жить в интересное время».

САМУИЛ И МОНАРХИЯ В ИЗРАИЛЕ

Все хорошее когда-нибудь кончается. Так и правление последнего из Судей Израиля подходило к концу. Самуил, как повествует Библия, состарился и годы его жизни были сочтены, а сыновья его оказались не такими же праведными, как их отец.


«1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.»

(1 Царств 8 гл.)

Мы часто слышим, что природа отдыхает на детях. Похоже именно это произошло с Самуилом и его детьми. Впрочем, пример к этому показал еще его наставник Илий со своими сыновьями. Как бы то ни было, но старейшины пришли к Самуилу с просьбой о том, чтобы он Самуил поставил им Царя, но при этом они добавили, как у других народов. Самуилу это не понравилось и совершенно справедливо не понравилось, а почему?

«Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии в тесном смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов, Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа.»

Исходя из таких рассуждений можно понять основание недовольства Самуила. Он усмотрел в этом измену законному Царю и в этом свете слова старейшин: «как у других народов» – звучат особенно оскорбительно. В этих словах уже заложен не только дальнейший отход Израиля от Бога, но и движение в сторону чуждых обычаев и, как апофеоз, чужих богов. Старейшины ставят Самуила перед тяжким выбором и Самуил обращается к Богу с молитвой, где он скорбит за весь народ, понимая в какую петлю лезет Израиль. Самуил хочет предотвратить трагедию, но Бог дает положительный ответ на просьбу народа о Царе, как бы предполагая, что и Царь также должен будет служить истинному небесному Царю царей.
Будучи мудрым пастырем Самуил соглашается поставить Царя, но, как и сказал ему Господь, заранее предупреждает, что человек этот будет, глядя на опыт соседних царей, много хотеть и, соответственно, брать. Царю нужен большой штат прислуги и колесниц, то есть царю нужны особые знаки отличия в сравнении с Судьей. Самуил так и говорит:

«вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;
12 и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;
13 и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;
15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;
18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда
. (1Царств 8гл.)

Будучи последовательным служителем Бога, Самуил приводит в исполнение слова Господа и поставляет первого, в истории израильского государства, царя. Самуил знал волю Бога, он был пророком, но для него, как для любого ответственного руководителя, нужно было знамение. Осторожность – это тоже дар от Бога. Когда, в свое время, Гедеон получил откровение от Бога, он потребовал также к нему и знамение. Поэтому Самуил поступил, можно сказать, еще более осторожно. Он услышал откровение о Сауле, он увидел как оно реализовывается, он даже проверил свои чувства, когда при скоплении народа отбирал царя по коленам и родам. С помощью трех свидетельств Самуил снял с себя окончательно груз ответственности за происходящее. И Бог поощряет такое серьезное отношение к своим обязанностям. В среде христиан можно часто видеть, как принимаются поспешные решения, которые в дальнейшем приходиться исправлять, прикладывая огромные усилия. Поэтому лучше сразу подумать о последствиях и все обдумать прежде чем что-то делать. К этому поощряет нас Иисус Христос говоря:

Лк 14:28
«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, 29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, 30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?»

Возвращаясь к Самуилу хочется отметить, что он предстает, в большей степени, пророком. «Он должен будет отказаться от политического руководства в польщу Саула, но его положение как пророка укрепилось. Три вещи подтверждают его положение как пророка, и эти качества отличают его от царя:
а) Ему было открыто будущее.
б) Ему были открыты события, неизвестные другим.
в) Через него шло Слово Божие, то есть, наставление Бога для другого человека.
Эти качества делали пророка уникальным и неоценимым и для всего народа, и , в особенности, для царей Израиля. Самуил действительно был прототипом пророка эпохи монархии, и наличие пророческого служения было даром Божиим для каждого царя, начиная с Саула. Тем самым, каждый царь будет иметь преимущество и честь – доступ к мнению Бога и к Его руководству, — при условии, что он готов слышать и следовать им.»
Как ответственный за народ израильский и зная о том, что ему придется давать отчет Богу, Самуил следит за первым Царем Израиля особенно пристально и, как может показаться несведущим, чрезмерно строго. Но как покажет дальнейший ход событий, Самуил не просто придирается к Саулу, а вполне объективно дает суждение о делах последнего. Самуил не пресмыкается перед властью, давая понять ей, что над властью земной превозносится власть небесная.
Кульминацией является момент неповиновения Саула воле Божией, можно сказать покрепче, Саул проявил неверие. Он, не дождавшись Самуила, принес Богу жертву, ибо боялся, что войско разбежится по шатрам, другими словами Саул надеялся не на Бога, а на численность войска. Он хотел перехватить у филистимлян военную инициативу. К тому же Саул не был священником и поэтому не мог приносить жертву Богу, ибо эта обязанность лежала на Самуиле. Здесь Саул, как бы говорит, что политическое руководство выше духовного и стало быть Саул как Царь выше Самуила как духовного и религиозного лидера. Если же говорить прямо, то будет ясно, что Саул восстает не столько против Самуила, сколько против Бога как полноты власти.
После этого звучат страшные слова Самуила к Саулу о том, что Бог отнял у него царство и отдал другому. И Саул, как ни пытался, не мог вернуть вспять повеление Божие о себе. Но, как мы видим далее, Саул и не пытается понять того, что требует от него Бог и с присущей ему легкостью нарушает волю Божию в другой раз. И вообще это входит в его привычку, когда он, совсем обезумев, обращается за помощью к колдунье. Он хорошо начал, но плохо закончил, говорят о таких «чудо – царях».
Впрочем, Бог приготовил для Израиля лучшего Царя — Давида, из «чресл» которого произойдет истинный Царь, всех времен и народов, по плоти, Господь и спаситель рода человеческого — Иисус Христос.
Самуил не отошел в мир иной не довершив дела до конца. Он должен был оставить израильский народ на чье-то попечение. Надо сказать, что справился он с этим превосходно.

«И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.
И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.»
(1Царств 15-16гл)

Так описывается состояние Самуила в Писании. Он печалится о том, что Господь раскаялся за Саула. Самуил искренне переживает эту трагедию и печалится обо всем народе израильском, на кого Самуил оставляет эту страну, ибо дни его сочтены и он не в состоянии что-то изменить. Может быть такие или подобные мысли грызли его сознание, возможно Самуил ропщет к Богу о том, что стал заложником идеи о Царе израильском. Но в этот момент Господь, которому служит Самуил, немного даже упрекает его в том, что Самуил печалится о том, о чем печалится должен Бог. Самуил незаметно, по видимому от чрезмерного усердия и ответственного отношения к любому делу, начинает мыслить как Бог. И это не беспричинно, ибо Самуил так много и часто общался с Богом, что мог чувствовать как поступит Бог или чего Он ощущает.
Но здесь Бог предстает как посылающий благую весть, что печаль должна смениться на радость, ибо Господь избрал истинного Царя, но как образ небесного здесь открывается Царь земной. Это не, просто, акт помазания в цари – это покорение твари творцу. Бог уже определил сроки всему, но надо время, отсюда Господь укоряет Самуила: «доколе!» и дальше: «наполни рог елеем». Бог призывает – беги ибо тебе дано увидеть образ будущего Царя.
Дальнейшие действия Самуила были исполнены, как впрочем и всегда, покорностью воле Божией, ибо по человеческому разумению выбор зачастую падает на тех, кто имеет некий царственный вид, но Бог смотрит на сердце человека. На примере Саула и Давида Бог показывает, что происходит когда выбирают по наружности, а не по сердцу.
Сам Господь Иисус Христос не обладал какой-то необыкновенной внешностью и писание пишет о Нем:
«Ис 53:2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самуил, будучи истинным служителем Божиим, исполнил до конца свою миссию и справился с возложенной на него обязанностью превосходно. Та принципиальность, с которой он придерживался Божиих постановлений, та жертвенная любовь, которую он питал к своим братьям израильтянам, то терпение с которым он переносил все выпадающие на него скорби, та решительность с которой Самуил ограждает еврейское общество от внешних и внутренних врагов ставит его в один ряд с Ветхозаветными пророками, которые несли в себе образ Христа. Также и Самуил всею своею жизнью показал в себе этот образ. Он при жизни взирал на будущего Царя правды, хотя служил для того, чтобы поставить Царя здесь на земле. Мало кто может похвастаться тем, что он в такой переломный момент смог бы не дрогнуть. У кого хватило бы веры и смирения, чтобы преодолеть все неприятности и безошибочно увидеть истину за шелухой социального служения. В любых самых трудных ситуациях он взирает на будущую славу Господню, он уверен в Том, Который в последствии выведет его из ада и введет в чудный Свой свет.
Именно о таких наставниках веры говорит Павел в своем послании к Евреям:

Евр 13:7
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.»

БИБЛИОГРАФИЯ:
——————————————————————————
1. Дейвид Ф. Пэйн. Комментарии к книгам ветхого завета. Первая и вторая книги царств. Одесса. 1993г.
2. Толковая Библия или комментарий на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. 1 том. Бытие – притчи Соломона. 1987г.
3. Толкование Ветхозаветных книг от первого Царств по книгу Песни песней. Библейская миссия СЕО. 1992 г.
4. Библия. Синодальный перевод.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha